Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме на тему: ""Я сам!" - воспитание у детей раннего возраста самостоятельности"
материал (младшая группа)
Родительское собрание в форме деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_netraditsionnoy_forme.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в нетрадиционной форме
на тему: ««Я сам!» — воспитание у детей раннего возраста самостоятельности»
Деловая игра
Ход:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Наше собрание пройдет в виде деловой игры. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М. Монтессори).
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Наши детки сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии.
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3 лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем мире.
Какие они наши дети? Слишком эмоциональны, слишком впечатлительны, слишком внушаемы.
Кроха из первой младшей группы - уникальная личность, и наша задача - ценить, поддерживать и развивать ее.
Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т.е. воспитывать.
Итак, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» — воспитание у детей раннего возраста самостоятельности».
Жеребьёвка:
Участники игры (родители) вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды).
Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Итак, начинаем нашу игру.
1 этап: «Разминка». Придумать название команды, выбрать капитанов. Время 1 минута.
2 этап: «Список дел». Время 3 минуты на обсуждение.
Составьте список дел и действий, с которыми ребенок может справиться без Вашей помощи (звучит легкая музыка).
Список дел обсуждается.
Родители зачитывают готовые ответы.
Комментарии воспитателей:
Мы составили свой перечень действий, доступных для выполнения детям раннего возраста:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
- Выполнять небольшие поручение взрослых.
3 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.
По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
4 этап: «Разберемся в ситуации». А сейчас мы представим вашему вниманию 2 ситуации. Нам бы хотелось разобрать каждую из них вместе с вами. Время 10 минут.
Разбор ситуаций.
Для первой команды. «Кирилл (2,5 лет) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сам! Сам! Сам!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь: «Сам».
Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мама? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
Воспитатель: В чем заключается наша основная ошибка- мы всегда спешим. Мама поторопилась. В данной ситуации нужно было спокойно сказать малышу: «Ты неправильно надел колготочки, давай вместе снимем их и исправим нашу ошибку.
Для второй команды. «Алеше третий год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Комментарии воспитателя:
Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.
Ведущий: Случается, что малыши начинают шалить. В таком случае будет полезна игра: «Добрые ручки».Мы сейчас в нее поиграем.
Положите «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д. Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваш ребенок перестанет шалить.
Ведущий: Вот и окончена наша игра.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.
Вывод: не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".
Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Но попробуйте взять себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!
Родителям раздаются буклеты на тему:
- « Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста;
Также мы хотели бы отметить, что не приветствуется самостоятельность ребенка при соблюдении правил дорожного движения. Малыш становится участником движения. Вам необходимо показывать ему положительный пример. Ведь он будет повторять за вами, копировать ваше поведение.
Если вы идете через дорогу, не торопитесь, возьмите ребенка за руку, по ходу объясняйте правила. Если вы едете на машине, необходимо приобрести автокресло и пристегивать ребенка.
Спасибо за игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В
Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....
Конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме по теме: «Встречаем вместе Новый год».
реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада на тему «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
Встреча с родителями...
План- конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для детей старшей группы . Тема: "Здоровье-это движение".
Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....
КОНСПЕКТ родительского собрания в нетрадиционной форме круглого стола на тему: «Игра - это серьезно »
конспект родительского собрания...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»
Раскрытие перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме. "Один день из жизни ребёнка раннего возраста в детском саду"
Расширение социального контакта между родителями и педагогами....