Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Андрианова Юлия Сергеевна

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни: резко меняется весь образ жизни ребёнка, он приобретает новое положение в обществе. То насколько удачно маленький человек переживёт этот момент зависит от того какие умения и навыки у него сформировались в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx260.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готовность ребёнка к школе»

Ребёнок очень быстро растёт. Неизбежно приближается то время, когда он пойдёт в школу. Давайте разбираться, готов ли Ваш ребёнок перейти на новую ступень образования и стать школьником?

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни: резко меняется весь образ жизни ребёнка, он приобретает новое положение в обществе. То насколько удачно маленький человек переживёт этот момент зависит от того какие умения и навыки у него сформировались в дошкольном возрасте.

Многие родители ошибочно полагают, что если их ребёнок умеет читать, считать и писать, то он готов к школе. Это далеко не так!

Учёные выделяют разные аспекты готовности к школе.

  1. Физиологическая готовность.

Этот аспект означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически.

Самая        тяжёлая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 - 45 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма, поэтому в первую очередь надо позаботиться                о физическом здоровье будущего школьника.

Ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, понимать важность и соблюдать основные гигиенические нормы: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Физиологическая готовность так же подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.

  1. Психологическая готовность.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

  • Личностная готовность

Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребёнка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему-то научится, что-то  познать). Ребёнок должен иметь развитую учебную мотивацию.

  • Эмоционально-волевая готовность.

Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. От сформированности этих качеств зависит, будет ли ваш ребёнок учиться с удовольствием.

Когда ребёнок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учёбе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.

Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребёнка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.

  • Интеллектуальная готовность.

Это способность ребёнка быть внимательным, с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребёнок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ, и к

тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития этих умений - читать ребёнку книги.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Важно, чтобы ребёнок не механически запоминал какой-либо материал, а осмысливал и понимал его.

  • Социально-психологическая готовность ребёнка.

Социальная зрелость – умение ребёнка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребёнок социально не зрел, то у него виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребёнок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребёнку должны определять позицию родителей. Это создаст ребёнку ощущение психологического комфорта, защищённости, уверенности в своих силах, поможет пережить самый

стрессовый период.

Позитивное отношение ребёнка к школе часто связано с информацией, которую ему предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребёнка к тому, что его ждёт в школе, доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие его вопросы. Это поможет не

только сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учёбе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать в различных ситуациях.

  • Познавательная готовность к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в 6-7 лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-3-минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Математика.

  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счёт от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

 Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказ текста из 4-5 предложений.

 Мышление.

  • Заканчивать предложение (например, «Суп горячий, а компот…»).
  • Находить лишнее слово из группы слов (например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»).
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Складывать из бумаги вместе со взрослым, простой предмет (лодочку, самолётик).

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их  нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов (например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть).
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и  место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Это лишь небольшой список того, что ребёнок должен знать и уметь перед поступлением в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по подготовке ребёнка к школе

Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. В данной консультации акцент делается на такие важные показатели как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и э...

Консультация "Готов ли ребёнок к школе?"

В консультации раскрываются аспекты готовности ребёнка к школьному обучению, а также проблемы с которыми может столкнуться ребёнок с речевыми нарушениями при обучении чтению и письму....

Консультация "Готов ли ребёнок к школе"

Дать родителям информацию о физической, психологической, социально-коммуникативной готовности к школе...

Консультация "Готов ли ребёнок к школе 2"

Тест на психологическую и социальную готовность   ребёнка к школеТест на уровень развития познавательной деятельностиТест "Кругозор"Тест для родителей          ...

Консультация " Как подготовить ребёнка к школе"

Уважаемые родители! Развитое внимание -залог успешного обучения в школе. Детские психологи различают основные свойства внимания:...

Консультация "Как подготовить ребёнка к школе"

Консультация "Как поготовить ребёнка к школе"...

Консультация. "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Психологическая помощь при подготовке ребёнка к школе....