Воспитываем культурного пешехода
консультация
Предварительный просмотр:
Жизнь в современном мире, постоянно повышая комфорт человека, несет с собой и стремительно растущий уровень опасности. Что в свою очередь должно повышать и ответственность людей, желающих оградить от беды свою жизнь и жизни тех, кто зависит от нашей заботы. Не секрет, что в условиях нынешних городов, а в особенности мегаполисов, с каждым днем возрастает количество транспорта, как муниципального, так и находящегося в личном владении. И, к сожалению, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях растет соответственно. Часто жертвами ДТП становятся самые беззащитные, а именно – дети. Наши с Вами дети, за жизнь которых мы отвечаем, но, к сожалению, одаривая их любовью и вниманием дома, мы пренебрегаем своевременным обучением их правилам поведения на улице, что иногда и приводит к трагическим, а зачастую – непоправимым последствиям.
Конечно, есть много специальных обучающих программ правилам поведения на улице, разработанных соответствующими государственными структурами. Детей учат грамоте дорожного движения в детских садах и школах, работой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма занимается Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, есть специализированные организации и клубы. Но все, же нельзя забывать, что главными воспитателями для ребенка основам поведения на дороге остаетесь Вы, родители, на Вас, в первую очередь, лежит ответственность за тех, кому Вы дали жизнь.
Как же появились правила дорожного движения?
Давным-давно когда машин еще не было, люди передвигались по дорогам пешком, верхом на лошади или в повозке. В те давние времена и правил дорожного движения то не было. Люди ходили и ездили на лошадях, кто как хотел, и часто происходили столкновения как людей с лошадьми, так и лошадей между собой. Также проблемой было то, что улицы городов были не предназначены для интенсивного движения и были очень узкими.
Многие историки считают, что основателем правил дорожного движения является Юлий Цезарь. Он был императором Римской Империи. Во времена своего правления он старался упорядочить и упростить движения на улицах Рима. Правила эти были введены около 2000 лет назад.
В России первые правила дорожного движения устанавливались согласно царским указам. Первые упоминания таких указов относятся к 17 веку. Правила тех времен состояли из нескольких строк и говорили как вести себя на дорогах.
После появления первых самодвижущихся повозок, примерно в 18 веке, и для них были установлены правила. Проблема состояла в том, что такие автомобили были очень медленными и поэтому правила, например в Англии, предписывали впереди самодвижущейся повозки идти человеку с красными флажками и предупреждать пешеходов об опасности попасть под колеса.
Со времен массового введения правил в каждой стране были свои предписания и нормы для движения по дорогам, что было большой проблемой для путешественников. На международной конференции в 1909 году было принято решение о международном стандарте правил. Также на этой конференции были введены первые дорожные знаки в истории.
Предлагаю Вам поиграть в деловую игру «Вопрос-ответ», где я буду давать Вам, уважаемые родители, ситуативные задания, а Вы будете давать варианты ответов на них. Итак:
Вопрос: Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания?
Ответ: Ребенок должен осознанно выполнять правила, ему надо учиться тому, чтобы правильно вести себя на улице без взрослого. Если он случайно окажется на улице один, он сможет разумно поступить в сложной дорожной ситуации.
Вопрос: Что является самым важным при переходе проезжей части?
Ответ: Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны, не торопиться, быть внимательным.
Вопрос: Можно ли маленькому ребенку во дворе сразу после выхода из подъезда бежать к игровой площадке?
Ответ: Нельзя. Надо, чтобы туда отвел его сопровождающий взрослый. Иначе возможен несчастный случай.
Вопрос: Где и как надо ожидать автобус, трамвай, троллейбус и такси?
Ответ: Ожидать транспорт разрешается только на специальных посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или обочине. Посадочная площадка для пассажиров трамвая может находиться в середине проезжей части и несколько приподнята над ней. Ни в коем случае нельзя ожидать транспорт на проезжей части. Детей необходимо держать за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослый.
Вопрос: Почему на остановках транспорта желательно находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимися транспортными средствами, особенно в сырую погоду?
Ответ: Если площадка мокрая или скользкая, то можно поскользнуться и попасть под транспортное средство. При скользкой проезжей части автомобили может занести на площадку, тротуар или обочину, обдать грязью.
Вопрос: Как взрослый с ребенком должен входить и выходить из общественного транспорта?
Ответ: При посадке взрослый вначале должен помочь войти ребенку, а затее войти самому. При выходе надо сначала выйти взрослому, а ребенка обязательно сразу взять за руку.
Вопрос: Почему не рекомендуется задерживаться в транспортном средстве, когда открыты двери?
Ответ: Водитель, увидев, что никто не выходит, включит механизм, закрывающий двери. Пассажир кинется к двери, и может застрять в них, что может повлечь серьезные последствия.
Вопрос: В чем заключается опасность для пешехода, когда один автомобиль опережает другой?
Ответ: В кратчайшие секунды обгона ни пешеход, ни водитель обгоняющего автомобиля друг друга не видят и заранее принять меры безопасности не могут. Пешеходу необходимо после перехода каждого ряда убеждаться в безопасности дальнейшего движения.
Ситуация: На перекрестках, в местах с интенсивным движением, на углах улиц стоят невысокие ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части.
Вопрос: Для чего они нужны? Как поступать пешеходу?
Ответ: Ограждения препятствуют выходу пешеходов в этом месте на проезжую часть. Находиться на проезжей части за ограждениями опасно и запрещено.
Ситуация: Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.
Вопрос: Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ: Ребенок мог попасть в ДТП. Перед переходом проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу необходимо было ребенку остановиться, осмотреться, подождать пока проедет транспортное средство закрывающее обзор проезжей части, убедиться, что все транспортные средства увидели ребенка и остановились, и только потом начинать переход проезжей части.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге:
-ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом;
-большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомобилей с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части;
-на регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость;
-зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все транспортные средства остановились, опасности нет;
-часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет;
-большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомобили, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно;
-если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша на все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Многие считают, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. А я считаю, что наоборот, это два взаимосвязанных понятия. Если вы хотите научить ребенка безопасному поведению на дороге, то играйте с ним. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Предлагаю описание некоторых игр, надеюсь, что это поможет вам в обучении детей Правилам Дорожного Движения,
ведь игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
1. Четвертый лишний:
Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.
Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.
Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.
Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.
2. Игра в слова:
Варианты игры:
1.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.
2.Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3.Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.
3. Группы дорожных знаков:
1.Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит ребенка подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.
2.Взрослый предлагает ребенку рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Совместно разложить знаки по кучкам, аргументировать свой выбор.
4. Виды транспорта:
На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства, взрослый-себе. Рассматривают каждый свою картинку и думают, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу другого взрослого или ребенка, выходит тот, у кого картинка с изображением пассажирского вида транспорта (специального, грузового и т. д.) Называет ее.
5. Поле чудес:
Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. Игроки поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет игрок.
6. Объяснялки:
(Командная игра)
Дети делятся на две команды. Взрослый вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде, не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус – на нем ездят люди на работу и ли в гости, он бывает под разным номером).
Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.
7. Узнай дорожный знак:
На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.
Нельзя полагаться на то, что кто-то научит, а главное - приучит ребенка грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог.
Конечно, прежде всего, важен собственный пример. И родитель, скажем, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у своего же ребенка, который направляется в школу, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. Ну почему бы и нет, если папа (мама) так делает? И после этого, зачастую, никакие учителя не изменят его впечатления о соблюдении Правил дорожного движения. Ведь авторитет родителя – выше!
Однако, личного положительного примера для воспитания грамотного пешехода тоже недостаточно. В современных условиях родитель должен знать – как правильно обучить своего ребенка Правилам дорожного движения. И в этом вопросе ему не обойтись без специализированной литературы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (направленной на обучение, как родителей, так и детей).
В заключении рекомендую Вам литературу по обучению правилам дорожного движения и воспитанию культурного пешехода
(организуется выставка представляемой литературы):
1.Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения»;
2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорож-
ного движения»;
3. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»;
4. Юрянин «Светофор»;
5.Татьяна Данилова: Программа "Светофор". ПДД для дошкольников;
6. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности»;
7. Н. Носов «Автомобиль», «Кирюша попадает в переплет»;
8. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»;
9.С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит»;
10.Юрлеин «Любопытный мышонок»;
11. Кончаловская Н. «Самокат».
Желаю Вам успехов в воспитании Ваших культурных пешеходов, ведь
нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и здоровье ребенка. И всегда лучше заняться профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, чем потом горевать о происшедшем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитываем безопасного пешехода с детства"
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения 1. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. 2. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать. Ре...

Воспитываем грамотного пешехода
Буклет рекомендован для родителей по воспитанию грамотного пешехода....
Воспитываем грамотного пешехода.
рекомендации родителям....

Брошюра Воспитываем грамотного пешехода
Уважаемые родители!Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитыв...

воспитываем грамотного пешехода
методическая разработка по профилактике детского дорожного травматизма...

Воспитываем грамотного пешехода
Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность бы...