Памятка для родителей обучающихся с нарушением зрения.
консультация
Семья является ячейкой общества. Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушенным зрением огромна. Важно преодолеть негативное отношение родителей к зрительной недостаточности ребёнка и его возможностям, а также формировать позитивное отношение к будущему своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_zrenie.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА для родителей детей с нарушенным зрением
Большое значение родители должны уделять знаниям возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения и трудностей их воспитания. Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев, сестёр). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье является отрицательным психогигиеническим фактором риска.
1. Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов и других родителей непонятные вам слова, термины. Активно посещайте родительские собрания, изучайте предоставленные специалистами материалы (консультации, рекомендации, советы, памятки) о развитии, обучении и воспитании детей в «Родительском уголке». Старайтесь найти соответствующую литературу, знакомьтесь с ней. Не бойтесь задавать вопросы, поскольку, задавая их, вы учитесь лучше понимать то, что касается вашего ребёнка.
2. Не будьте робкими. Многие родители чувствуют себя неловко в присутствии людей с медицинским и педагогическим образованием. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребёнком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы слишком назойливы или задаёте много вопросов. Помните: это ваш ребёнок, и происходящее может оказать огромное влияние на вашу жизнь и на его будущее.
3. Держите в курсе проблем вашего ребёнка ваших близких. Не скрывайте от них своих чувств, не замыкайтесь на проблемах вашего ребёнка, общайтесь с другими детьми, делитесь с друзьями. Живите сегодняшним днём. Сравнивайте успехи вашего ребёнка сегодня с успехами вчерашнего дня.
4. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как полагают, что выказывать свои переживания – это проявление слабости. Но проявление чувств ни чуть не уменьшает силы духа.
5. Научитесь справляться с горечью и озлоблением. Это вполне понятно, когда родители узнают, что с их ребёнком связаны серьёзные проблемы. Но постарайтесь понять, что отрицательные эмоции вредят, ослабляют вас, постарайтесь справиться с ними. Жизнь лучше, когда чувства положительны. Вы будете лучше подготовлены к новым испытаниям, если горькие чувства отступят перед вашей энергией и инициативой. 6. Постарайтесь быть благодарным. Трудно оставаться раздражённым, если чувствуешь благодарность. Иногда, когда всё кажется не привлекательным, не просто найти причину для благодарности. Однако, если вы вспомните всё хорошее, оглянётесь вокруг, возможно, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.
7. Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизнь такой, какая она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы не можем изменить, и есть вещи, которые мы изменить можем. Ваша задача – научиться отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать.
8. Не забывайте о себе. В сложных жизненных ситуациях каждый человек ведёт себя по-разному. Может быть, вам помогут несколько общих советов: отводите время на отдых; питайтесь на столько хорошо, насколько можете; уделяйте время себе; обращайтесь к другим людям за эмоциональной поддержкой.
9. Избегайте жалости. Жалость к самому себе, жалость со стороны других людей или жалость к ребёнку делает беспомощным. Сопереживание, т.е. способность чувствовать с другим человеком – вот то чувство, которое следует поощрять.
10. Не осуждайте. Бывает, что некоторые родители осуждают людей за их негативную реакцию по отношению к самим родителям или к их ребёнку. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать так, как хотелось бы Вам.
11. Помните, что это ваш ребёнок. Да, развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребёнка и радуйтесь ему.
12. Осознайте, что вы не одиноки. Чувство одиночества, когда становится известен диагноз, знаком всем родителям с нарушениями зрения. Ослабить это чувство вам поможет сознание, что его испытывают многие другие, что понимание и конструктивная помощь доступны для вас и вашего ребёнка, и вы не одиноки.
Вы всегда можете обратиться за помощью и поддержкой к специалистам нашего учреждения. Успехов Вам!
Советы родителям по воспитанию и обучению ребёнка с нарушением зрения дома
∙ Беседуя с ребёнком, демонстрируйте ему наглядные явления и предметы окружающего мира, свои действия. Например, предметы домашнего обихода необходимо не только показывать, объясняя их назначение, но и давать ребёнку в руки, показывая действия с ними. Постепенно в совместную с ребенком деятельность включайте всё большее число действий с привлекательными предметами, поддерживайте тем самым эмоциональный контакт с ребенком и развивайте возможности его восприятия, познавательные способности.
∙ С новой игрушкой ребёнка необходимо познакомить: вместе с ним рассмотреть её, обследовать с помощью осязания, рассказать и показать, как с ней можно играть. Знакомя ребёнка с разными предметами, игрушками, обращайте его внимание на разнообразные признаки и качества (цвет, форму, величину, материал, из которого они сделаны, особенности строения и др.). Обследование с малышом всех предметов проводите от основных частей к деталям.
∙ Воспитывайте у ребёнка привычку выполнять различные действий в определённом порядке, формируя алгоритм выполнения практических действий.
∙ Учите ребёнка ориентироваться на собственном теле, показывать и называть части тела, их пространственное расположение (голова вверху, руки вверху туловища по бокам, ноги внизу и т.д.). Знакомьте с направлениями пространства от себя (справа, слева, впереди, позади и т.д.).
∙ Обращайте внимание ребёнка на окружающие звуки, шумы, учите различать их по силе, направлению. Упражняйте в передвижении в пространстве, ориентируясь на звуковые сигналы, для этого играйте в подвижные игры, например, «Жмурки».
∙ Развивайте способность ориентироваться на плоскости стола, на листе бумаги. Ребёнку надо объяснить: «Всё, что находиться на столе, около правой руки – справа от него, а то, что находиться около левой рук – слева». На первом этапе обучения можно надеть на правую руку ребёнка браслет, колечко или что-то другое, которое будет являться для него ориентиром.
∙ Играя с ребёнком в малоподвижные развивающие игры, помните, что их длительность не должна превышать одного часа в течение дня. Продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не более 10-15 минут.
∙ Учите ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
∙ Чем большим количеством разнообразных практических навыков овладеет ребёнок с нарушением зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к условиям дальнейшей самостоятельной жизни..
Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:
∙ взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;
∙ необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;
∙ важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности. Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Предлагайте ребёнку делать только то, что он на данном этапе своего развития в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего контроль над собственными действиями и действиями взрослых. Если ребёнок отказывается от выполнения ваших заданий, не стоит заставлять его. Постепенно подводите его к выполнению действий, настраивайте. Заинтересовывать ребёнка, активизировать его внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек ("Мишка тоже будет делать это", "Собачка поиграет вместе с нами" и т.д.). Очень важны ролевые игры (во врача, в магазин и т.д.). Вас не должно удивлять, что приходится неоднократно повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения.
Это связано с неустойчивостью внимания, которое свойственно детям с нарушением зрения. Если вы хотите улучшить зрение ребёнка, то подберите ему соответствующие игры и игрушки. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится и движется; полезны любые игры с использованием мяча; целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению.
Учтите: дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий дошкольника не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0 - 5,5 м от экрана телевизора и 40 см от монитора компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Приобрести навыки поведения в повседневной жизни детям с нарушениями зрения помогут следующие рекомендации:
1. Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.
2. Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
3. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
4. Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
5. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд, Футбол, Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
6. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых.
8. Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения.
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения....
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения.
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения....
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения.
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения....
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения.
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения....
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения.
Памятки для родителей по профилактике нарушений зрения....
Примерная памятка для родителей детей с нарушениями зрения на лето.
Часто родители забывают о правилах, которые необходимо соблюдать ребёнку со зрительными патологиями. Это особенно актуально на летних каникулах, когда дети долго не ходят в детский сад. В помощь ...
Памятка для родителей детей с нарушением зрения
Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере....