Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsuliatsiya_dlya_roditeley.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития
мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время учеными уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.
Условно моторику разделяют на крупную и мелкую. «Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять крупно амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения». Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. Пальчиковые игры являются важной частью работы не только педагогов, но и родителей по развитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к письму. Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. В результате пальчиковых игр восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь.
- Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).
Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики. Использование пальчиковых игр на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.
Примеры пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:
Горох
Пять маленьких горошин заперты в стручке.
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна и тесно ей уже.
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая, и третья,
А потом четвёртая, пятая.
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!"
(хлопаем)
Пальчики-гномики
Жили – были в домике
(сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибать пальчики)
Стали гномики стирать
(тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Улитка
Улитка, улитка! Покажи свои рога,
(пальцем водите по раскрытой ладони малыша)
Дам кусок пирога
(загибаете по очереди пальцы ребенка, начиная с большого)
Пряника печатного
Пышку ароматную
Сдобную лепешку
И блинов немножко
( После этого помогите малышу освободить из кулачка указательный палец и мизинец: получается улитка!)
Поварята
Мы варили суп-суп из перловых круп-круп
(потирая ладошки друг об друга)
Получилась каша, то-то горе наше
(хватаемся за голову)
Замесили тесто
("вымешиваем" кулачками "тесто")
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах (снова "вымешиваем")
Не удержишь на вожжах!
(расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)
Идем в гости
К Жене гости прибежали.
(пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали.
(делаем несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Жора!
(большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна!
(соединяются подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа!
(большие и безымянные пальчики)
И Снежана!
(большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок?
(ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? И рожок?
(показать раскрытые ладошки, сожмем кулачки на обеих руках)
Вот драже вам на дорожку.
(малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку!
(малыш щиплет свою ладошку, "собирая" драже)
С ручек все стряхнули крошки.
(энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки!
Десять птичек — стайка (Ирина Токмакова)
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это — стриж,
Это — развеселый чиж. Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам!
(обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)
Сорока-ворона
Сорока — ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (4 раза)
Этому не дала:
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Черепашка, черепашка.
Черепашка, черепашка в домике живет
(стучим кулачками)
Высунет головку
(вытягиваем один пальчик)
Обратно уберет
(прячем)
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик дедушка
(дотрагиваемся большими пальцами друг до друга)
Этот пальчик бабушка,
(то же указательными)
Этот пальчик папочка,
(средними)
Этот пальчик мамочка,
(безымянными)
Этот пальчик я,
(мизинцами)
А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
Аннотация к статье: В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...
консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
На страничке представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.Одним из самых распространенных видов пальчиковой ...
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по использованию пальчиковых ...
План по самообразованию2023-2024г.Тема: «Пальчиковые игры как средство в развития речи детей младшего дошкольного возраста».
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пал...