Консультация для родителей: Как ребенку показать время?
консультация

Киселева Ольга Алексеевна

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Как же ребенку показать время?

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3. 5. 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях.  

Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

В первых упражнениях без песочных часов не обойтись. У них есть замечательное свойство – в них время становится материальным. Оно перетекает из колбочки в колбочку и иссякает. С помощью песочных часов дети учатся выполнять какое-то действие за определенный промежуток времени. Например, съесть кашу, пока песчинки перетекают в нижнюю колбу.  А одевание на прогулку? Можно провести целое исследование, сколько «песочных переливаний» требуется на разные занятия. Через какое-то время  «песочный» урок будет усвоен. Значит, идем дальше. Находим секундомер с крупным циферблатом и бегущая по нему секундная стрелка. Появление секундомера позволяет дать имена временным промежуткам. Выясняется в ходе наблюдений, что время не только течет (как песок), но и прыгает и бежит (как стрелка). Оказывается, что пробежала стрелка по кругу – прошла минута, перепрыгнула с черты на черту – секунда. Каждый отрезок времени приобрел имя. Дальше выясняем, сколько минут пройдет, пока пересыплется песок. Потом новая полоса измерений, но уже с помощью секундомера. После всех измерений начинаем наблюдать за обычным будильником, вернее, за тем, что происходит на его циферблате, пока стрелка секундомера бежит по кругу. Новое открытие – минутная стрелка перепрыгивает на следующую черту. А когда она пройдет все черточки, то большая стрелка покажет, что прошел час. Пришло время учиться определению времени по часам, то есть отвечать на вопрос, «Который час?».                            С приобретением отрывного календаря узнаем, что время еще и летит, как листочки календаря. Календарь встает рядом с часами и секундомером – он тоже измеряет отрезки времени. Следующие упражнения позволяют тренировать чувство времени. Это игры, предписывающие определить длительность определенного промежутка времени. Например, помолчать минуту и самому понять, когда надо заговорить.

«Нарисуй картинку»

Детям предлагается на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.

«Танец листьев» или «Танец снежинок»

Дети  в течение одной минуты с закрытыми глазами изображают танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.

Игра «Всему свое время»

Детям предлагается встать в круг, а педагог поочередно каждому бросает мяч, задавая вопросы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпаются?», «В какое время суток начинает темнеть?», «В какое время года холодно?», «Когда птицы улетают на юг?», «Когда начинается учебный год?», «В какой день начинается новый год?» и т.д.

«Путешествие в будущее».

Способность создавать образ будущего в деталях и в развитии - одна из самых важных способностей в развитии чувства времени.

 Ребенку  предлагается с помощью машины времени переместиться в будущее и  рассказать о событиях жизни, которые его ожидают: это может быть ближайшее будущее («как я буду учиться в старших классах»), далекое будущее («когда я стану бабушкой») или будущее на другой планете («что я увижу на другой планете»).

«Ветер».

 Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.

Детям предлагается свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении. Следует также учитывать характер команды: «Спокойный ветер» - передвигаться медленно, «Сильный ветер» - перемещаться, быстро подпрыгивая, «Вихрь» - очень быстро и легко бежать, меняя направление движения, «Стоп» - сразу же, но очень мягко остановится.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

  

 Эффективными также  являются следующие приемы:
      • Использование графических моделей «Неделя», «Год (календарный)», табеля-календаря; отрывных, настольных, настенных, индивидуальных календарей.
      • Ежедневное выделение на табеле-календаре дня недели и месяца года.
      • Ежедневное фиксирование наблюдений за природой и погодой в классном «Календаре природы и труда».
      • Разработка макетов календарей на  определённый месяц, время года.

 Для закрепления знаний о временных отрезках используются:
 

  +  малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы);

      + небольшие рассказы, сказки (С. Я. Маршак. «12 месяцев»; К. Д. Ушинский. «Четыре желания»; Н. Н. Плавильщиков. «Времена года»; Е. Ильин. «Сказки про вчерашний день» и др.);

      + музыкальные произведения ( « Бьют часы на старой башне» из к-ф «Приключения Электроника», «Крошка Вилли-Винки» К.Румяновой, « Пока часы 12 бьют», «Весёлая зарядка» )

+аудиосказки( « Сказка о часах, у которых было сердце» В.Колин)

+ отображение в художественной деятельности впечатлений

  от знакомства с книгами или муз произведениями

 

+создание коллекции часов, с последующей зарисовкой, придумыванием новых моделей

+придумывание детьми стихов, загадок, сказок о часах и времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с практическим показом "Играем в коммуникативные игры"

Данная консультация показывает важность воспитания у детей коммуникативных навыков, роль в родителей в воспитании этих навыков. Родителям предлагается поучавствовать в коммуникативных играх, помогающи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "44 СПОСОБА ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ СВОЮ ЗАБОТУ"

Эти советы пригодятся каждому взрослому, который общается в детьми: мамам, папам, бабушкам с дедушками, учителям и вocпитателям, и даже дядям с тетями. Перечитывайте их время от времени и напоминайте ...

Консультация для родителей "ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ "

Консультация для родителей "ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ "...

Консультация для родителей "Какой мультфильм показать детям"

В консультации даны советы для родителей по выбору мультфильмов....

Консультация для родителей «Какой мультфильм показать детям»

Обратите внимание на то, как дети смотрят мультики. Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок там, по ту сторону экрана. Теперь представьте себе, как делается сегодн...

Консультация для родителей Безопасность ребенка в зимний период. Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей)

Консультация для родителейБезопасность ребенкав зимний период.Безопасностьребенка на прогулке в зимний период(памятка для родителей) Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие...