Статья: «Экспериментирование как развитие познавательной активности и исследовательской деятельности ребенка».
статья (средняя группа)

Михеева Евгения Сергеевна

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

От нас требуется создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, без участия взрослых. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.

Есть такая китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_miheeva_e.s.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Экспериментирование как развитие познавательной активности и исследовательской деятельности ребенка».

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

От нас требуется создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.  Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Принимать и ставить цель

                   Видеть и выделять проблему

                                    Анализировать объект или явление

                                           Выделять существенные признаки, связи

                                                     Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

                                                                   Отбирать материал для самостоятельной деятельности

                                                                                 Делать выводы

Дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность: почему? зачем? как? что будет, если…?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи, умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы: цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее.

Чтобы не терять этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Познавательно - исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование с вещами, погремушками.

В дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность начинается через игру. Детям предлагается пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, без участия взрослых. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.

Есть такая китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что  детское экспериментирование – это активная деятельность пра...

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Консультациядля родителей«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста»....

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом....

Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.

В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...

Статья. Методическое сопровождение развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании

Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, р...