"Роль речи в психологическом развитии ребенка"
консультация
Правильность и успешность усвоения речевых умений во многом зависит от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях.В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития речи и возрастные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль речи в психологическом
развитии ребенка.
В раннем и особенно в дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психологических процессов.
Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.
Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей в семье и образовательных учреждениях.
Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:
*у малыша замедляется формирование познавательных процессов
*развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими ( замкнутость, нерешительность, низкая самооценка)
*появляются сложности в усвоении школьных умений- письма, чтения, что снижает детскую успеваемость.
Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения правил родного языка и нормы формирования речевых умений.
Основные этапы развития речи
Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.
1.Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
2.Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов ( обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.
3.Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.
В 3 года дети:
*Обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
*Начинают применять множественное число существительных;
*Знают основные части тела и могут их показать и назвать
*используют союзы « если», « когда», «потому что»
*называют свой пол, имя и возраст
*понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи
*понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно
В 4 года малыши:
*Используют в речи до 2000 слов
*меньше сокращают, переставляют и пропускают слова
*отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки
*иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки
*задают множество вопросов - как простых, так и довольно сложных
*говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями- « Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку»
В 5 лет ребенок:
*Расширяет свой словарь до 2500-3000 слов
*может составить рассказ по картинке
*применяет обобщенные понятия : цветы, дикие животные, обувь, транспорт
*использует в предложениях все части речи-прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и др.
*разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных
*чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
В 6-7 лет дошкольники:
*используют в речи от 3500 слов
*разговаривают образными выражениями, метафорами ( «Радужная улыбка», « мамино счастье»)
* склоняют все члены предложения по роду, падежу, числу
*любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-430510-1427211288.jpg)
Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии ребенка
Сюжетно-ролевая игра и возникает, по мнению Д. Б. Эль-конина (1996), только на определенном этапе исторического развития общества как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить орие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-536595-1416671225.jpg)
Роль речи в психическом развитии ребенка
Крнсультация для родителей, содержит краткую информацию о функции речи и о влиянии речевых нарушений на психическое развитие ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876695-1484287696.jpg)
Роль речи в общем развитии ребенка
В материале содержится информация о том, какую роль играет речь в развитии личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-826484-1475768156.jpg)
«Роль игры в психологическом развитии ребёнка»
laquo;Роль игры в психологическом развитии ребёнка»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/12/picture-1097086-1699814845.jpg)
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-907770-1490259454.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей «Значение речи в психологическом развитии ребенка»
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произноси...
Статья "Роль речи воспитателя в развитии роли речи детей"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь....