Презентация - консультация для родителей на тему "Способности"
презентация
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация - способности | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Понятие о способностях Природные предпосылки развития способностей Виды способностей Уровень развития способностей
Что такое способности ? «Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории С.Л. Рубинштейн Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Понятие «способность» включает в себя три основных признака: Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого . Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых , способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих , под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека , но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения . Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности
Задатки Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей . К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатки – это врожденные анатомо – физиологические особенности строения мозга и нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные, индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.
В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем . В зависимости от соотношения первой и второй сигнальной систем, И.П . Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности:
художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению
Виды способностей Учебные способности – связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений, навыков. Творческие способности – связаны с созданием нового оригинального продукта с накоплением новых способов выполнения деятельности. О бщие – проявляются во многих видах деятельности. Специальные – это способности определенной деятельности, которые помогают достичь в них высоких результатов.
Уровни способностей Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек , находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное
Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Л.С. Выготский писал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия . Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью . Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной вопрос - каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект
Высокая ступень развития способностей называется талантом. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр. Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.
Для творческой деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство со многими областями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника аналогий. Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - консультация для родителей "О вреде физических наказаний"
В данной презентации даны рекомендации для родителей о вреде физических наказаний. По мнению психологов физические наказания способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают ненависть и злоб...
презентация консультация для родителей "Как научить ребенка собирать игрушки"
Советы родителям как научить ребенка собирать игрушки....
Презентация (консультация для родителей) "Развитие фонематического слуха у детей с ОНР как часть работы по профилактике дисграфии"
Подбор игр и игровых заданий по развитию фонематического слуха у детей с ОНР...
Презентация консультации для родителей по теме " Развитие мелкой моторики у детей".
В презентации подобраны игры и игровые задания по теме " Мелкая моторика"...
Презентация консультации для родителей по теме " Развитие речевого дыхания"
В презентации подобраны игры и игровые упражнения , которые родители могут провести дома со своими детьми....
Презентация консультации для родителей " Совместная деятельность учителя - логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет".
В презентации подобраны игры и игровые упражнения по развитию связной речи детей....
Презентация-консультация для родителей "Совместное творчество родителей и детей"
Презентация представляет собой рекомендации родителям по развитию творческих способностей у детей и совместному времяпровождению с ними....