Родительское собрание «Подготовка ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)
Советы и рекомендации психолога как подготовить ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_podgotovka_rebenka_k_shkole.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старших группах на тему:
«Подготовка ребенка к школе»
1 сл. Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Ирина Александровна, я педагог – психолог нашего детского сада. Я очень рада видеть Вас на нашем собрании.
«Давайте познакомимся» поближе. (Все родители стоят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).
2 сл. Свое выступление я бы хотела начать со слов известного советского психолога Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Наши ребята стали совсем большие. Еще немного и они станут первоклассниками. И без вашей помощи педагогам никак не справиться.
3 сл. Посмотрите, пожалуйста, на экран…
- На картинке изображен походный рюкзак. Как Вы думаете, зачем человеку может понадобиться походный рюкзак?
- Для того, чтобы пойти в поход (родители).
- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).
- А согласны ли Вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего похода, а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?
У Вас, наверное, сейчас возникает вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?
Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому вопросу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Так, например, отсутствие знаний у ребенка об окружающем мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения, плохо развитая мелкая моторика отрицательно повлияют на процесс учебы, а как следствие – пострадает успеваемость.
Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается нервная система ребенка, он становится раздражительным, а кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так знает всю программу начальной школы).
То есть в этом деле важно соблюдать правило «Золотой середины».
Как же понять родителям готов ли их ребенок к школе; а если не готов, то как ему в этом помочь?
4 сл. В психологии принято выделять следующие компоненты готовности к школе:
1.Личностная и коммуникативная готовность;
2.Интеллектуальная готовность;
3.Мотивационная готовность;
4.Эмоционально – волевая готовность.
На первый взгляд все сложно и не очень понятно, но я сейчас попробую рассказать Вам об этих компонентах доступным языком.
5 сл. 1. Личностная и коммуникативная готовность означает, что:
Ребенок должен уметь общаться с взрослыми;
Уметь общаться с другими детьми;
Иметь положительную самооценку, считать себя «хорошим».
То есть, это те качества, благодаря которым дети могли бы общаться с другими детьми, учителем.
6 сл. 2. Интеллектуальная готовность.
Бытует мнение, что основа готовности к школе –это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность – это не только умение читать. Сюда входит уровень развития восприятия, памяти, внимания и мышления, речи и воображения.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
-свой адрес и название города, в котором он живет;
-название страны и столицы;
-имена и отчества своих родителей и их профессии;
-времена года и их последовательность и основные признаки;
-название месяцев и дней недели;
-основные виды деревьев и цветов;
-домашних и диких животных;
Иными словами, ребенок должен уметь ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
7 сл. Лучше всего это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые: формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).
Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).
Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»
8 сл. 3. Мотивационная готовность подразумевает:
наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.
Поэтому очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться.
Для этого родителям нужно объяснить своему ребенку, зачем он идет в школу и как конкретные знания могут пригодиться ему в жизни, и что учеба – это обязанность каждого современного человека
Часто родители, рассказывая детям о школе, стараются создать односторонний образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители думают, что этим они прививают ребенку интерес к учебе, но на самом деле ученик, настроенный только на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне успехов других учеников, недостаточное внимание со стороны учителя, а также множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия не научат детей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и плохого поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику.
Лучше расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
9 сл. 4. Эмоционально – волевая готовность предполагает:
-наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;
принимать решения;
-намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия;
а также уметь длительно выполнять монотонную или не интересную работу.
10-12 сл. Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к школе. Таких детей нельзя перегружать! В первом полугодии лучше отказаться от секций и кружков, больше гулять на свежем воздухе и витамины.
Для того, чтобы оценить, насколько наши ребята готовы к школе в данный момент и на что стоит обратить особое внимание, предлагаю вам ответить на вопросы экспресс – анкеты.
13,14 сл. Экспресс - анкета «Готов ли ребенок к школе?»
Оцените предложенные вопросы, за каждый ответ «Да» поставьте 1 балл. За каждый ответ «Нет» или «Не знаю» - 0 баллов. Старайтесь отвечать честно. Никто, кроме Вас, Ваши ответы не узнает.
1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам (например, дом – дома, кровать - кровати и пр.)?
8.Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы (например, 8 + 1, 5 - 1)?
11.Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку (т.е. он уверенно, без дрожи в руке чертит линии, вырисовывает буквы и пр.)?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за одну минуту?
14.Знает ли ребенок названия домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья и пр.)?
15.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» такие понятия как помидоры, морковь, картофель и т.д.)?
16.Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
17.Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику, конструктор, пазлы и пр.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
15 сл. Оценка результатов:
15 – 18 б. – можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
10 – 14 б. - вы на правильном пути, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили «Нет» или «Не знаю», подскажет Вам с чем надо поработать .
9 б. и меньше – прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Подводя итог всему сказанному, выделим основные линии, по которым должна вестись подготовка ребенка к школе:
-В первую очередь развиваем ребенку память, внимание и интеллект. Также важно уделить внимание тренировке умения слушать и выполнять указания взрослого (работать по инструкции) и подготовке руки к письму.
-Умение слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддаётся тренировке с помощью дидактических игр с чётко выраженными правилами.
Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию, запоминать ее и правильно выполнять. Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3- й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».
Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля.
Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз:
«Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?
16 сл. Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые.
-Полезно тренировать с ребенком умение пересказывать сказки по плану, составленному родителями.
-Если у ребенка Вы замечаете проблемы с запоминанием текстов (плохая механическая память), прежде всего, старайтесь избегать переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами. Механическая память, в отличии от остальных видов памяти, практически не поддается тренировке.
Но можно помочь детям освоить некоторые приемы запоминания. Стихотворный текст нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени.
Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка.
Подготовке руки к письму помогают лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, вышивание, мозаика, конструирование и т. п. И «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи различной штриховки.
17-18 сл. А для формирования мотивов, побуждающих к учению, я бы хотела Вам дать следующие рекомендации:
1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.
2.Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе. Чтению или рассказыванию ребенку историй и сказок стоит уделять не менее 30 минут в день.
3.Не возлагайте необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
5. Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте дошкольнику возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
6. Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
7. В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине Необходимо сразу настроить ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
8. Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
9. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Также родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей. Родители должны создать такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Я желаю Вам удачи в этом непростом, но очень увлекательном деле!
Всем спасибо за внимание!
Анкета обратной связи
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:
«Подготовка ребенка к школе»
20.04.2022 г
Уважаемые родители!
Ваше мнение о прошедшем собрании очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.
Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.
• Чем полезно именно для вас было данное занятие?
• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
• Ваши пожелания на следующую встречу.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!
Анкета обратной связи
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:
«Подготовка ребенка к школе»
20.04.2022 г
Уважаемые родители!
Ваше мнение о прошедшем собрании очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.
Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.
• Чем полезно именно для вас было данное занятие?
• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
• Ваши пожелания на следующую встречу.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям"
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний....
Конспект родительского собрания "Подготовка ребенка к школе".
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дет...
Родительское собрание «Подготовка ребенка к школе»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их пр...
Конспект родительского собрания "Подготовка ребенка к школе"
В конспекте содержится подробный план родительского собрания, с уже готовым материалом....
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе"
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе"...
Родительское собрание "Подготовка ребенка к школе"
Родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка ребенка к школе". О чём же говорить на собрании с родителями? Конечно же о том, как подготовить ребенка к новому эта...