Консультация для родителей «Психическое здоровье детей в условиях семьи»
материал
Консультация для родителей
«Психическое здоровье детей в условиях семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_psihicheskoe_zdorove_v_usloviyah_semi.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Психическое здоровье детей в условиях семьи»
Здоровье – понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека. Это состояние полного физического, психического и социально-нравственного благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Можно выделить следующие компоненты здоровья:
− физическое; психическое; социальное; нравственное здоровье.
Здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
Я хочу остановиться на психическом здоровье.
— Какая наука изучает психическое здоровье? (психология)
Психология – это наука о душе. Значит психическое здоровье – это душевное здоровье.
Психически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он живет в гармонии с собой и окружающими.
Выделяют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека:
1. Позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек;
2. Высокий уровень всех познавательных процессов.
Существует ряд факторов, который влияет на психическое здоровье человека: семья, общество, личностные особенности. И самым актуальным в настоящее время является высокая тревожность у детей. Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее.
Наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.
Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?
- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
- ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
- к ребенку предъявляются завышенные требования;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
- потеря любви (любви матери, расположения сверстников);
- чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;
- неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
- возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя.
Озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей (репетиторов), часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм иногда не выдерживает - малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Психологи выделяют стороны негативного влияния тревожности на личность ребенка:
- Ребенок с высоким уровнем тревожности склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность.
- Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью ребенка и способствует развитию неврозов.
- Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат
детской деятельности. - Тревожность оказывает существенное влияние на социальную адаптацию ребенка, его общение с окружающими.
- Тревожность по - разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.
Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Советы родителям
- Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
- Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
- Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
- Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
- Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
- Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
- Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.
Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!
Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
Я желаю Вам терпения и здоровья Вашим семьям! Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя как личность. Влияние музыки быв...
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Рекомендации для родителей...
Консультация для родителей “Психическое здоровье детей”
Очень важно, чтобы в семье между детьми и взрослыми отношения были основаны на принципах любви, доверия и взаимовыручки. Забота о психическом здоровье предполагает внимание к его внутреннему миру. Оче...
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»...
Консультация для родителей «Психическое здоровье детей раннего возраста»
Консультация для родителей«Психическое здоровье детей раннего возраста»...