Проект как способ включения родителей в жизнь детского сада.
статья (средняя группа)
Семья для маленького ребенка почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_sposob_vklyucheniya_roditeley_v_zhizn_detskogo_sada.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект как способ включения родителей в жизнь детского сада.
Семья для маленького ребенка почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.
Т.А.Маркова
Как показывает практика, жизнь и развитие детского сада в настоящее время немыслимы без активного участия родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что ДОО – место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Очень важно использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества с воспитателями, учитывая, то у родителей в современном обществе нет лишнего времени.
Для воспитателя целями такой работы могут стать:
- увлечение родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами;
- «перестройка» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса;
- создание условий для благоприятного климата при взаимодействии с родителями;
- установление доверительных и партнерских отношений;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- стремление прийти на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- создание в группе благоприятного психологического микроклимата;
- повышение компетентности в вопросах нравственного воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений, налаживание тесного сотрудничества с педагогами.
Очень важно в работе с родителями придерживаться принципов взаимодействия. Для каждого педагога это свои правила, основные точки опоры, которые помогают ему выстроить сотрудничество, приносящее результаты. Важными принципами выступают:
- индивидуальный подход к каждой семье, каждому родителю;
- сотрудничество, а не наставничество;
- системность, без которой не достигнешь положительных результатов; многие аспекты образовательной системы должен учитывать педагог;
- гуманизация подходов к взаимодействию с родителями: педагоги иногда забывают, что родители полноправные участники образовательно процесса, и выстраивают с ними отношения как с маленькими, неразумными детьми.
Мы используем следующие формы и методы работы с родителями.
Традиционные:
- групповые родительские собрания;
- консультирование, анкетирование родителей;
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов в приемной группы.
Нетрадиционные:
- мастер-классы;
- выпуск газеты;
- походы в музей;
- осмотр достопримечательностей нашего города.
Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей. Мы хотели бы рассказать вам о такой форме, как совместная реализация с родителями различных проектов.
Для достижения высокой результативности мы разработали модель взаимодействия детского сада и родителей через проект по толерантности «Вокруг света», который служит методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
- становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
- у родителей формируются более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей;
- возможность закрепления получаемых в детском саду с помощью занятий дома.
Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи. Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели.
- Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки-передвижки, брошюры, практические занятия.
- Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги.
- Мероприятия с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; выставка рисунков «Герб семьи», «Моя любимая мама», праздник, посвященный Дню пожилого человека, спортивное мероприятие «Папа, мама, я – счастливая семья», мюзикл «Мама-коза», совместное создание предметно-развивающего пространства (изготовление рукотворных игрушек и др.)
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"
Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...
Консультация для воспитателей «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада»
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства"
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, ока...
Консультация на педагогическом совете: «Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада»
Учебно- методический материал для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"
В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое вни...
Доклад «Способы и формы вовлечения родителей в жизнь детского сада»
Родители - главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский....
Опыт работы "Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад – семья”, интеграция работы ДОУ с семьей....