Задачи:
Познакомить родителей с понятием «связная речь», рассказать о ее видах.
Выделить нормативы развития связной речи в дошкольном возрасте.
Обозначить критерии, которые характеризуют связную речь.
Многие родители знают, что важной составляющей готовности ребёнка к школе является хорошо развитая связная речь.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений). Это умение правильно, последовательно излагать свои мысли. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения, и сочинения, и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.
Известны два основных вида речи –диалогическая и монологическая.
Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика –основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи. Естественно, что эта форма речи появляется у ребёнка раньше монолога, в виде ответа на обращения взрослого. Диалогическую речь дети осваивают с самого раннего детства (1-2 года, выступая в роли собеседника. При нормальном речевом развитии уже в 3- 4 года ребёнок может сам формулировать вопросы, давать развёрнутые ответы на вопросы взрослого.
Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Это более сложный вид речи. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и, в то же время, говорить эмоционально, живо, образно.
О. С. Ушаковой были разработаны критерии связности речи для детей дошкольного возраста:
· содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);
· логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);
· грамматически и фонетически правильность;
· точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);
· выразительность (богатство языковых средств).
Для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.
К 3—3,5 годам при благоприятных условиях ребенок усваивает все основные звуки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую
уровню его развития, поэтому уже может рассказать самостоятельно об увиденном или услышанном, используя для этого распространённые грамматические формы слов.
Монологическая речь предполагает умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать тексты, строить самостоятельные высказывания. Эти умения строятся на знаниях структуры текста и типах связи внутри него.
К 4 годам ребёнок способен выучить наизусть и рассказать короткое стихотворение, пересказать небольшой по объёму текст. У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок может отвечать достаточно точными, краткими или же развёрнутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце взрослого. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Как уже было сказано выше, в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Рассказ сравнительно с пересказом - более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового образца.
Самостоятельный рассказ – высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.
Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ – из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка.
Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребенком все этапы этого развития.
Что же характеризует хорошо развитую связную речь ребёнка, проступающего в школу?
Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными, полными, при необходимости, предложениями.
Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам.
Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки.
Способность правильно передать содержание сказки или рассказа.
Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.
Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.