Дидактическая игра как средство психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В статье представлена информация об особом значении дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и о необходимости их использования в работе с детьми в подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igra_kak_sredstvo_psihicheskogo_razvitiya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие эффекты дидактических игр
Дошкольный возраст считается самым «игровым» периодом детства.
Исходя из взаимосвязи развития игры и психического развития ребёнка, следует выделить дидактические игры, которым принадлежит особая роль в развитии старших дошкольников в силу своих отличительных особенностей от других видов игр и наличием особых развивающих эффектов (1).
В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Е.И. Тихеева, Е. И. Удальцова, Л.А. Венгер, О. Дьяченко и др., считают , что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется познавательным содержанием, характером дидактических материалов, дидактических задач, наличие игровых правил и игровых действий (2).
Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина отмечают, что дидактическая игра – является «настоящей» игрой. Но в отличие от спонтанной детской игры это педагогическое средство, созданное взрослыми, используемое при обучении детей на различных занятиях и вне их. Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в занятие или проводимая в свободное от него время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой, не только развивать способности, но и выполнять коррекционно-развивающую и воспитательную задачи.
В дошкольной педагогике содержится достаточное разнообразие дидактических игр для дошкольников с учетом содержания обучения и воспитания: игры по сенсорному, экологическому, математическому, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, основам безопасности и т.д., словесные, музыкально-дидактические, настольно-печатные.
Традиционно дидактическая игра используется, прежде всего, в качестве средства познавательного развития. Данный вид игры позволяет сделать процесс психического развития детей более эффективным, даёт возможность развивать разные виды восприятия, мышления, памяти, виды и свойства внимания. Словесные игры позволяют решать задачи развития речи и речевого общения. Они строятся как диалог взрослого с детьми, как игры-предложения, игры-загадки: «Узнай по описанию?», «Что пропустили?», «Кто как кричит?»
Для познавательного развития детей существует большое количество дидактических игр и обучающих материалов. Самые известные из них – логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюизенера, кубики Никитиных, модифицируемые и используемые для решения задач развития современных детей, дидактические материалы М. Монтессори, Е. Тихеевой, Фр. Фрёбеля.
Дидактические игры используются также для расширения и уточнения представлений об окружающем мире (природе, людях, культуре), в том числе о предметах быта, их назначении (одежда, посуда, мебель т.д.).
В процессе дидактических игр обогащается социальный опыт детей. Они овладевают способами налаживания взаимодействия и взаимоотношений на основе добровольного принятых норм (правил). Умения договориться и выбрать партнера для совместной игры. В результате этого дидактическая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль и т.д. так как обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность (2).
Исходя из этого, наиболее выраженным эффектом дидактических игр, является развитие произвольности познавательных психических процессов и формировании функциональных механизмов произвольной регуляции, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. То есть благодаря дидактическим играм создаются условия для развития произвольного внимания и памяти, речи, мышления. Такие данные подтверждены в работах А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, З.М. Богуславской, Е.И. Радиной, Е.И. Удальцовой, А.М. Леушиной и др.
Таким образом, дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.
Развивающий эффект дидактических игр повышается, если они возникают по инициативе самих дошкольников, когда игра удовлетворяет реальные потребности и интересы каждого участника игрового процесса. Она способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства.
В процессе обучения, организованного в форме дидактической игры, развивается способность объединять предметы на основе их общих свойств и систематизировать их по степени различий, открывать общее в частном, познавать объекты во взаимосвязи и открывать новые их отношения. Дети овладевают моделированием (предметным, графическим, знаковым) как средством познания скрытых связей и отношений. Всё это позволяет им решать широкий круг новых задач (2,3).
Исходя из того, что дидактическая игра выполняет две задачи: обучающую и игровую, то в дошкольном возрасте дидактическая игра является тем самым универсальным средством развития детей, так как учитывает их потребности, интересы и возможности и следовательно, развивающий эффект данного вида игр выше, чем обучение в старшем дошкольном возрасте. Ведь естественное для старших дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть в дидактической игре является тем самым главным стимулом познавательной деятельности, мотивом исполнения дидактической задачи. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать. Активное участие ребенка в дидактической игре зависит от того, насколько он овладел знаниями и умениями и представлениями, которые диктуются обучающей задачей игры. Эти задачи решаются в каждой игре, но в каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. (3)
Таким образом, дидактические игры имеют особое значение для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к школе, так как очень схожи по своим характеристикам с учебной деятельностью: они в большей степени ограничены во времени, подчинены фиксированным правилам, направлены на решение той или иной задачи. Дидактическая игра предполагает строгое соблюдение правил, что способствует развитию эмоционально-волевой сферы и становлению разных форм произвольного поведения детей – от самых элементарных до самых сложных. Игровая деятельность в рамках дидактических игр и обучающих игровых ситуаций способствует естественному ходу когнитивного развития ребенка дошкольного возраста, так как наиболее соответствует методу непрямого обучения. В связи с этим оправданно проводить дидактические игры в старшем дошкольном возрасте с целью развития ребёнка, так как представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, являясь, игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и наиболее эффективным средством всестороннего развития ребёнка, соответствующее его естественному ходу развития.
Список используемой литературы:
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
- Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
- Удальцова Е. И., Дидактические игры в в воспитании и обучении дошкольников - Минск, 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»
laquo;Авторская идея в моей педагогической практике» Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...
Консультация для родителей "Игра- как средство психического развития ребенка»
Консультация для родителей "Игра- как средство психического развития ребенка»...