Дидактическая игра как средство психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье представлена информация об особом значении дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и о необходимости их использования в работе с детьми в подготовке к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igra_kak_sredstvo_psihicheskogo_razvitiya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие эффекты дидактических игр

Дошкольный возраст  считается самым «игровым» периодом детства.  

Исходя из взаимосвязи развития игры и психического развития ребёнка, следует   выделить дидактические игры, которым принадлежит особая  роль в  развитии  старших дошкольников в силу своих отличительных особенностей от других видов игр и наличием особых развивающих эффектов (1).

В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Е.И. Тихеева, Е. И. Удальцова, Л.А. Венгер, О. Дьяченко и др., считают ,   что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется познавательным содержанием, характером дидактических материалов, дидактических задач, наличие игровых правил и игровых действий (2).

Е.О. Смирнова,  А.И. Сорокина отмечают, что дидактическая игра – является «настоящей»  игрой. Но в отличие от спонтанной детской игры   это педагогическое средство, созданное взрослыми, используемое при обучении детей  на различных занятиях и вне их. Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в занятие или проводимая в свободное от него время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой, не только развивать способности, но и выполнять коррекционно-развивающую и воспитательную задачи.

В дошкольной педагогике содержится достаточное разнообразие дидактических игр для дошкольников с учетом содержания обучения и воспитания: игры по сенсорному, экологическому, математическому, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, основам безопасности и т.д., словесные, музыкально-дидактические, настольно-печатные.

Традиционно дидактическая игра используется, прежде всего, в качестве средства познавательного развития. Данный вид игры позволяет сделать процесс психического развития детей более эффективным, даёт возможность развивать разные виды  восприятия, мышления, памяти, виды и свойства внимания. Словесные игры позволяют решать задачи развития речи и речевого общения. Они строятся как диалог взрослого с детьми, как игры-предложения, игры-загадки: «Узнай по описанию?», «Что пропустили?», «Кто как кричит?»

 Для познавательного развития детей существует большое количество дидактических игр и обучающих материалов. Самые известные из них – логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюизенера, кубики Никитиных, модифицируемые и используемые для решения задач развития современных детей, дидактические материалы М. Монтессори, Е. Тихеевой, Фр. Фрёбеля.

 Дидактические игры используются также для расширения и уточнения представлений об окружающем мире (природе, людях, культуре),  в том числе о предметах быта, их назначении (одежда, посуда, мебель т.д.).

В процессе дидактических игр обогащается социальный опыт детей. Они овладевают способами налаживания взаимодействия и взаимоотношений на основе добровольного принятых норм (правил). Умения договориться и выбрать партнера для совместной игры. В результате этого  дидактическая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль и т.д. так как обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность (2).

Исходя из этого, наиболее выраженным эффектом дидактических игр, является развитие  произвольности познавательных психических процессов и формировании функциональных механизмов произвольной регуляции, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. То есть благодаря дидактическим играм создаются условия для развития произвольного внимания и памяти, речи, мышления. Такие данные подтверждены в работах А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, З.М. Богуславской, Е.И. Радиной, Е.И. Удальцовой, А.М. Леушиной и др.

Таким образом, дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.

Развивающий эффект дидактических игр повышается, если они возникают по инициативе самих дошкольников, когда игра удовлетворяет реальные потребности и интересы каждого участника игрового процесса. Она способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства.

В процессе обучения, организованного в форме дидактической игры, развивается способность объединять предметы на основе их общих свойств и систематизировать их по степени различий, открывать общее в частном, познавать объекты во взаимосвязи и открывать новые их отношения. Дети овладевают моделированием (предметным, графическим, знаковым) как средством познания скрытых связей и отношений. Всё это позволяет им решать широкий круг новых задач (2,3).

Исходя из того, что дидактическая игра  выполняет две задачи: обучающую и игровую, то    в дошкольном возрасте  дидактическая игра является тем самым универсальным средством развития детей,  так как учитывает  их потребности, интересы и  возможности и следовательно,  развивающий эффект данного вида игр выше, чем обучение в старшем дошкольном возрасте. Ведь естественное для старших дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть в дидактической игре является тем самым главным стимулом познавательной деятельности, мотивом исполнения дидактической задачи. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать.  Активное участие ребенка в дидактической игре зависит от того, насколько он овладел знаниями и умениями и представлениями, которые диктуются обучающей задачей игры. Эти задачи решаются в каждой игре, но в  каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. (3)    

 Таким образом, дидактические игры имеют особое значение для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к школе, так как  очень схожи по своим характеристикам с учебной деятельностью: они в большей степени ограничены во времени, подчинены фиксированным правилам,  направлены на решение той или иной задачи.  Дидактическая игра предполагает строгое соблюдение правил, что способствует развитию эмоционально-волевой сферы и  становлению разных форм произвольного поведения детей – от  самых элементарных до самых сложных.   Игровая деятельность в рамках дидактических игр и обучающих игровых ситуаций способствует естественному ходу когнитивного развития ребенка дошкольного возраста, так как наиболее соответствует методу  непрямого обучения.  В связи с этим оправданно  проводить дидактические игры  в старшем дошкольном возрасте с целью развития ребёнка, так как представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, являясь,  игровым методом обучения детей дошкольного возраста,  формой обучения,  самостоятельной игровой деятельностью и наиболее эффективным средством всестороннего развития ребёнка,  соответствующее его естественному ходу развития.

Список используемой литературы:

  1. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
  2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие  / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
  3. Удальцова Е. И., Дидактические игры в в воспитании и обучении дошкольников -  Минск, 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»

laquo;Авторская идея в моей педагогической практике»     Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...

Консультация для родителей "Игра- как средство психического развития ребенка»

Консультация для родителей "Игра- как средство психического развития ребенка»...