Родительский клуб "Говорим правильно"
методическая разработка (старшая группа)

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

 "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". В первую очередь ребенок слышит речь родителей, которая не всегда является образцом для подражания. Как говорят родители, так говорят дети. Необходимо взрослым начать с самообучения, саморазвития, вспомнить то, чему нас учили в детском саду, в школе, в ВУЗах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_govorim_pravilno.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 71 «РАДОСТЬ»

Рабочая программа родительского клуба

«Говорим правильно».

Составил: воспитатель Чепкасова Галина Николаевна

Нижневартовск

2021

Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи .

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с нарушением речи. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Современные родители (законные представители) нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают

определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.

Работа воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями (законными представителями) в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия воспитателей группы с родителями является логопедический клуб для родителей дошкольников.

Программа логопедического родительского клуба «Говорим правильно» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа работы логопедического родительского клуба «Говорим правильно» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года.
  • Возрастными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Концептуальные основы

В основу концепции данной программы положено:

  • расширение        воспитательного        пространства,        обеспечивающего непрерывный процесс развития личности ребенка;
  • совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;
  • формирование        единого        воспитательного        пространства        для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода.

Цель:- создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия воспитателей с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения

Задачи:

  • формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка;
  • оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома;
  • способствовать повышению логопедической грамотности родителей;
  • побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

  • признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
  • доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей;
  • сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком;
  • наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний;
  • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
  • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания.

Предполагаемые результаты.

  1. Установление прочных партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй.
  2. Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по речевому развитию.
  3. Повышение        компетентности        родителей        в        вопросах        развития        и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются воспитателями на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Организационный раздел

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Тема

теория

практическая часть

Сентябрь

Ознакомление с

программой клуба.

Речевое развитие

ребенка 5-6 лет

Анкетирование родителей

Октябрь

Речевое дыхание

Формирование воздушной струи

Изготовление пособий для

формирования        воздушной струи

Ноябрь.

Заседание клуба №2 Развитие        мелкой моторики

Пальцы        помогают говорить

Выставка игр на развитие мелкой моторики.

Практикум: Пальчиковые игры с различными предметами

Декабрь

Учим и рисуем стихи вместе с детьми

Методика        заучивания стихотворения        по

мнемотаблице

Изготовление мнемотаблиц по стихам А.

Барто.

Январь

Фонематический

слух-        основа правильной речи

Формирование фонематического слуха

Изготовление пособий для развития фонематического

слуха

Февраль

Заседание клуба №2 Развитие лексико- грамматических

категорий

Нормы        развития грамматического строя речи

Практикум: Игры с мячом для развития лексико- грамматических категорий

Март

Развитие связной речи

Развитие воображения, фантазии        при составлении рассказов

о герое

Рисование кляксы

нитью,

от

Апрель

Развитие

межполушарного взаимодействия

Игры        на        развитие межполушарного

взаимодействия

Синхронное рисование

Май

Заседание

Рефлексия.

клуба

№3

Подведение        итогов.

Анкетирование

Игровой практикум для

детей и родителей (квест)

Организация деятельности родительского клуба:

Работа родительского клуба осуществляется на базе МАДОУ г.Нижневартовска ДС №71 «радость»

Работа родительского клуба «Говорим правильно» рассчитана на 1 год. Программа предполагает проведение одного мероприятия в три месяца,

во вторую половину дня.

Продолжительность заседания: 60 минут. В год предусмотрено 3 мероприятия.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).

Материально-техническое обеспечение

  • комплекс технических средств: ноутбук, мультимедийная установка;
  • информационно- методическое обеспечение: литература, программа;
  • наглядный и раздаточный материал;
  • дидактические игры;
  • картотеки речевых игр;
  • обучающие презентации.

Список источников:

  1. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
  2. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
  3. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.
  4. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.
  5. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  6. Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
  7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
  8. Серия буклетов «Домашний логопед».
  9. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  11. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

.

Приложение 1 Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка.          И. О. родителя                   Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка

возрастной норме? (да, нет, не знаю)          

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет)

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

(воспитатели, родители, логопед, др.)          

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что

нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое)          

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете

ли, что означает данное заключение?          

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то

с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)        _

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических

занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.)        _        _

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его

речи? В чем она заключается?          

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает

данное понятие)          

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-

грамматического строя речи?          

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях

логопедического клуба?        _

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба?        _

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1 (продолжение)

Анкета для родителей (по итогам работы клуба) Фамилия, имя ребенка.         

И. О. родителя          

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?        _

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его

речи? В чем она заключается?          

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?          

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год?

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

Сценарий детско- родительского развлечения «Правильное питание — залог здоровья» в форме игры- соревнования.

Сценарий детско- родительского развлечения «Правильное питание — залог здоровья» в форме игры- соревнования....

Родительское собрание "Правильное питание".

Полезная информация для родителей!...

Родительское собрание «Правильное питание – залог здоровья»

Цель: Формирование у родителей потребностей в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Задачи:Спосо...

Родительский практикум «Правильное питание-залог здоровья ребенка»

Цель: Согласовать точки зрения педагогов и родителей по вопросам рационального и правильного питания детей; Привлечь внимание родителей к формированию у детей осознанного отношения к здоровому образу ...

Родительское собрание "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"

Родители знакомятся со всеми сторонами речи и как их можно развивать  с детьми дома,  раскрывается влияние речи на успешное обучение в школе....

Родительское собрание «Правильно ли вы воспитываете своих детей?»

Родительское собьрание в форме игры "Что?Где? Когда?"...