Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Савельева Надежда Михайловна

Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения

В данной статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon telesnost_seksualnost_i_bezopasnost.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность

Воспитатели и родители часто избегают разговаривать с детьми о сексуальности и теле. Они не хотят отвечать на вопросы ребенка по этой теме, не помогают ему сформировать правильный словарь, не разговаривают с ним про телесные границы, правила безопасности. В данной статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.

Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения. Это поможет предотвратить сексуальное и физическое насилие над ним. Родителям необходимо знать, как разговаривать с детьми о теле и сексуальности и как бороться с собственными страхами и предрассудками.

Почему родители избегают разговаривать с детьми
про сексуальность?

Важно!!!
Объясняйте детям, что интимные отношения – это только для взрослых людей

Родители нередко избегают разговаривать с детьми про сексуальность и отношения из-за собственных стереотипов и страхов. Возможно, в детстве они не получали опыт доверительных отношений со своими родителями и из-за этого считают тему сексуальности табуированной. Во взрослой жизни их собственным детям будет гораздо сложнее обсуждать со своим партнером или партнершей интимные отношения, переживания. Кроме того, дети таких родителей в будущем часто испытывают трудности, когда нужно отказаться от сексуальной близости, если они ее не желают.

Пример. Одна из мам вспоминает: «В детстве я знала, что женщины носят младенцев в животе, но думала, что женщина просто выходит замуж и именно из-за этого у нее внутри появляется маленький ребенок. О реальном положении дел я впервые услышала на детской площадке, когда мне было лет шесть-семь. Этот рассказ показался мне просто невероятным: “Мой папа такое делает?!” Я помчалась домой и потребовала от мамы подтвердить, что на самом деле все не так. А она расплакалась и сказала, что уже собиралась мне об этом Выяснилось, что меня не обманули».

Как происходит психосексуальное развитие ребенка
до поступления в детский сад?

До поступления в детский сад ребенок проживает оральную стадию психосексуального развития. Этот период начинается с кризиса новорожденности и переходит в младенчество. Ребенок начинает узнавать свое тело, знакомиться с половыми признаками. Это знание пока эмоционально не нагружено, воспринимается как данность.

Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители покупают для младенца одежду соответствующих цветов, определенные игрушки. Формируется образ тела, когда ребенок тянет в рот кулачки, сосет большой палец, хватает себя за ножки.

Основной способ познания окружающего мира и получения удовольствия – через рот и его слизистую, например, во время грудного кормления. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, физически отделяется от матери, начинается переход к следующей стадии развития. Он вступает в кризис трех лет.

Рекомендации для родителей

Какие есть аргументы «за» и «против» беседы с детьми про их тело

«За»

 - Чтобы донести информацию до ребенка грамотно, честно и доступно.

 -  Чтобы сохранить с ним доверительные и близкие отношения.

 - Чтобы сформировать у ребенка навыки личной гигиены, заботы о своем теле и физическом здоровье.

 - Чтобы помочь ребенку в развитии позитивного взгляда на тело, физиологические проявления, гендерную идентичность и сексуальность.

 - Чтобы развить у ребенка сексуальную грамотность и безопасность.

 - Чтобы ребенок всегда мог напрямую обратиться к родителям за помощью при проблемах, трудностях или вопросах по теме сексуальности, телесности, здоровья, гендерной идентичности.

«Против»

 -  Страх нанести ребенку психологическую травму.

 -  Ожидание активных вопросов от ребенка.

 -  Опасения преждевременного или неуместного разговора.

 -  Ожидания, что ребенок сам все узнает.

 -  Семейная установка не разговаривать о сексе идет от старших.

 -  Опасения «испортить ребенка», привить ему «распущенность».

 -  Религиозные убеждения и культурные традиции семьи.

 - Неосознаваемые переживания родителей при обсуждении секса: растерянность, страх, тревога, смущение, чувство вины, злость, отвращение.

Когда говорить с детьми про тело и сексуальное развитие

Ребенок задает первые вопросы о сексуальном развитии.

Например: «Как ты меня родила?», «Когда появится на свет мой братик/сестричка?», «А что такое секс?» Расскажите ребенку, как он родился, доступными словами с учетом его возраста.

Ребенок проявляет любопытство к своему полу. Интересуется различиями между мальчиками и девочками, темами секса и деторождения. Дайте понять, что вы открыты для разговора.

Ребенок приносит из детского сада познания о сексе. Лучше разговаривать с ребенком прежде, чем он получит информацию из сомнительного источника: на детской площадке во дворе, от ровесников, чужих взрослых.

р! Ребенок проявляет интерес к сексуальной тематике. Он фанта- зирует, рисует на эту тему, употребляет нецензурные выражения. Помогите ему сформировать здоровое восприятие своего тела.

Ребенок не знает правил безопасного поведения. Обсудите правила безопасности, физические ителесные границы в отношениях, что «нет» означает «нет».

Родительские мифы и как дети реагируют на них

Родительские мифы

 -  Бояться, что обсуждение сексуальности сделает ребенка морально распущенным и он «пустится во все тяжкие» («Наш ребенок пока еще слишком мал для этого!», «Вырастешь - узнаешь!», «Грех интересоваться такими вещами!»).

 -  Давать понять, что разговоры про тело и сексуальность являются чем- то «грязным» и постыдным: «Откуда ты узнал об этих гадостях?!».

 - Пускать все на самотек: «В моем детстве со мной никто не говорил об этом и я не собираюсь!», «Все как-то про это узнали - и он узнает!».

 -  Упрощать: «Ну, ты же видел собачек? Вот и у людей так же». Игнорировать вопросы или придумывать сказки «Твоего братика нам принес ангел!».

 -  Отрицать: «В нашей стране/семье секса нет!».

 - Делегировать ответственность: «Сверстники наверняка тебе лучше объяснят!» или «Да, они во дворе уже давно побольше нашего знают про секс! Зачем что-то обсуждать?»,

 - Обесценивать или негативно реагировать в адрес рассказчика:

«Кто из ребят в саду тебе такое рассказал? Я обязательно пожалуюсь его маме!».

 - Читать скучную, длинную и назидательную лекцию с нравоучениями и предписаниями: «Делай, как я говорю!».

 -  Сильно стесняться чувства неловкости, растерянности и стыда:

«Я не знаю, как начать разговор с ребенком про «это». Не могу подобрать подходящих слов!».

 -  Ожидать инициативы от ребенка: «Пусть он сначала сам задаст прямой вопрос. Зачем я буду первым этот разговор затевать?».

Реакция ребенка

 - «Лучше никогда не спрашивать и не обсуждать с ними эти темы!».

 -  «Родители всегда слишком заняты и хотят, чтобы я от них отстал».

 - «Все, что связано с телом и сексуальностью, - это грязно, стыдно и мерзко!».

 -  «Это только мои проблемы!».

 -  «Они считают, что все это - большая глупость».

 - «Родителям нельзя доверять».

 - «Они меня обманывают или что-то скрывают».

 -  «Я всегда буду для них слишком маленьким и глупым, чтобы обсуждать такие вещи».

 -  «Для них не важны мои чувства, мысли и проблемы».

 -  «Они ни в чем не разбираются и сами ничего не знают».

 -  «Родители будут ругать меня или обвинять, стыдить».

 - «Им не до меня, у них много своих проблем».

 -  «Спрошу у сверстников».

 - «Посмотрю в интернете и сам все узнаю».

Возраст

1,5-3

года

ЧТО РАССКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРО ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ

Нужно помогать ребенку сформировать образ тела, определить телесные и эмоциональные границы. Нужно создать специальный словарь для описания внешних репродуктивных органов общепринятыми и понятными словами. В числе главных задач - социализация и знакомство ребенка с правилами: что можно и нельзя делать в общении с другими людьми. Нужно развивать толерантное и недискриминирующее отношение у ребенка к миру и другим людям. Также важно развивать навыки безопасности, представления о том,что нужно делать и говорить, если с тобой или другими детьми происходит что- то плохое, неприятное, страшное или неправильное.

ЧТО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ

Нужно рассказать ребенку про анатомические названия частей тела на примере игр и рисунков, включая гениталии. Объяснить правила личной гигиены. Объяснять ребенку анатомическую разницу между мужчинами и женщинами простыми словами, с иллюстрациями из детских пособий. Объяснить, что есть интимные зоны тела, которые принято закрывать одеждой. Другим людям их трогать нельзя, кроме родителей и врачей в присутствии родителей. И ребенок нё должен трогать интимные участки тела других людей. Нужно говорить о личных и телесных границах, как определить неприемлемые прикосновения. Объяснять, что живые существа появились на свет от биологических родителей, а не из капусты.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Ребенок проживает кризис трех лет: автономии и самостоятельности противостоят сомнение и чувство стыда. Появляется интерес к анатомическим различиям между мужчинами и женщинами, возможностям своего тела. Ребенок сравнивает свое тело с телами других.

Ребенок приучается к горшку, формирование навыков опрятности и личной гигиены. Постепенно у него формируются такие просоциаль- ные чувства, как стыд и вина. Взаимодействие со взрослым происходит в процессе освоения культурных функций предметов, способов действия с ними.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мы разговариваем с детьми

Осознаём ли мы важность стиля общения со своим ребёнко? Он ещё маленький? Ничего не понимает?  Это ошибочное мнение!...

КАК МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ. (консультация для родителей)

Появление ребенка в семье – праздник для всех. Мы с трепетом ждем рождение малыша, гадаем, на кого он будет похож, строим планы на будущее – кем он станет. Мы  радуемся , что малыш здоров ,весел,...

Консультация для родителей на тему "Чаще разговаривайте с детьми."

Мы часто слышим, что наши дети еще маленькие, чтобы что-то понимать. Но, спустя годы, с грустью понимаешь, что мы упустили драгоценное время общения со своими сокровищами, но время  не вернуть. П...

«Не забывайте разговаривать с детьми».

Методические рекомендации для родителей...

Пожалуйста, разговаривайте с детьми.

Умение разговаривать друг с другом- это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организоватьжизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказы...

Консультация для родителей "Мы разговариваем с детьми"

Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка,переход к более высоким ее уровням в значительной мере определяется тем, о чем и как мы говорим с ним....