Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения
В данной статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telesnost_seksualnost_i_bezopasnost.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность
Воспитатели и родители часто избегают разговаривать с детьми о сексуальности и теле. Они не хотят отвечать на вопросы ребенка по этой теме, не помогают ему сформировать правильный словарь, не разговаривают с ним про телесные границы, правила безопасности. В данной статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.
Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения. Это поможет предотвратить сексуальное и физическое насилие над ним. Родителям необходимо знать, как разговаривать с детьми о теле и сексуальности и как бороться с собственными страхами и предрассудками.
Почему родители избегают разговаривать с детьми
про сексуальность?
Важно!!!
Объясняйте детям, что интимные отношения – это только для взрослых людей
Родители нередко избегают разговаривать с детьми про сексуальность и отношения из-за собственных стереотипов и страхов. Возможно, в детстве они не получали опыт доверительных отношений со своими родителями и из-за этого считают тему сексуальности табуированной. Во взрослой жизни их собственным детям будет гораздо сложнее обсуждать со своим партнером или партнершей интимные отношения, переживания. Кроме того, дети таких родителей в будущем часто испытывают трудности, когда нужно отказаться от сексуальной близости, если они ее не желают.
Пример. Одна из мам вспоминает: «В детстве я знала, что женщины носят младенцев в животе, но думала, что женщина просто выходит замуж и именно из-за этого у нее внутри появляется маленький ребенок. О реальном положении дел я впервые услышала на детской площадке, когда мне было лет шесть-семь. Этот рассказ показался мне просто невероятным: “Мой папа такое делает?!” Я помчалась домой и потребовала от мамы подтвердить, что на самом деле все не так. А она расплакалась и сказала, что уже собиралась мне об этом Выяснилось, что меня не обманули».
Как происходит психосексуальное развитие ребенка
до поступления в детский сад?
До поступления в детский сад ребенок проживает оральную стадию психосексуального развития. Этот период начинается с кризиса новорожденности и переходит в младенчество. Ребенок начинает узнавать свое тело, знакомиться с половыми признаками. Это знание пока эмоционально не нагружено, воспринимается как данность.
Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители покупают для младенца одежду соответствующих цветов, определенные игрушки. Формируется образ тела, когда ребенок тянет в рот кулачки, сосет большой палец, хватает себя за ножки.
Основной способ познания окружающего мира и получения удовольствия – через рот и его слизистую, например, во время грудного кормления. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, физически отделяется от матери, начинается переход к следующей стадии развития. Он вступает в кризис трех лет.
Какие есть аргументы «за» и «против» беседы с детьми про их тело
«За»
- Чтобы донести информацию до ребенка грамотно, честно и доступно.
- Чтобы сохранить с ним доверительные и близкие отношения.
- Чтобы сформировать у ребенка навыки личной гигиены, заботы о своем теле и физическом здоровье.
- Чтобы помочь ребенку в развитии позитивного взгляда на тело, физиологические проявления, гендерную идентичность и сексуальность.
- Чтобы развить у ребенка сексуальную грамотность и безопасность.
- Чтобы ребенок всегда мог напрямую обратиться к родителям за помощью при проблемах, трудностях или вопросах по теме сексуальности, телесности, здоровья, гендерной идентичности.
«Против»
- Страх нанести ребенку психологическую травму.
- Ожидание активных вопросов от ребенка.
- Опасения преждевременного или неуместного разговора.
- Ожидания, что ребенок сам все узнает.
- Семейная установка не разговаривать о сексе идет от старших.
- Опасения «испортить ребенка», привить ему «распущенность».
- Религиозные убеждения и культурные традиции семьи.
- Неосознаваемые переживания родителей при обсуждении секса: растерянность, страх, тревога, смущение, чувство вины, злость, отвращение.
Когда говорить с детьми про тело и сексуальное развитие
Ребенок задает первые вопросы о сексуальном развитии.
Например: «Как ты меня родила?», «Когда появится на свет мой братик/сестричка?», «А что такое секс?» Расскажите ребенку, как он родился, доступными словами с учетом его возраста.
Ребенок проявляет любопытство к своему полу. Интересуется различиями между мальчиками и девочками, темами секса и деторождения. Дайте понять, что вы открыты для разговора.
Ребенок приносит из детского сада познания о сексе. Лучше разговаривать с ребенком прежде, чем он получит информацию из сомнительного источника: на детской площадке во дворе, от ровесников, чужих взрослых.
р! Ребенок проявляет интерес к сексуальной тематике. Он фанта- зирует, рисует на эту тему, употребляет нецензурные выражения. Помогите ему сформировать здоровое восприятие своего тела.
Ребенок не знает правил безопасного поведения. Обсудите правила безопасности, физические ителесные границы в отношениях, что «нет» означает «нет».
Родительские мифы и как дети реагируют на них
Родительские мифы
- Бояться, что обсуждение сексуальности сделает ребенка морально распущенным и он «пустится во все тяжкие» («Наш ребенок пока еще слишком мал для этого!», «Вырастешь - узнаешь!», «Грех интересоваться такими вещами!»).
- Давать понять, что разговоры про тело и сексуальность являются чем- то «грязным» и постыдным: «Откуда ты узнал об этих гадостях?!».
- Пускать все на самотек: «В моем детстве со мной никто не говорил об этом и я не собираюсь!», «Все как-то про это узнали - и он узнает!».
- Упрощать: «Ну, ты же видел собачек? Вот и у людей так же». Игнорировать вопросы или придумывать сказки «Твоего братика нам принес ангел!».
- Отрицать: «В нашей стране/семье секса нет!».
- Делегировать ответственность: «Сверстники наверняка тебе лучше объяснят!» или «Да, они во дворе уже давно побольше нашего знают про секс! Зачем что-то обсуждать?»,
- Обесценивать или негативно реагировать в адрес рассказчика:
«Кто из ребят в саду тебе такое рассказал? Я обязательно пожалуюсь его маме!».
- Читать скучную, длинную и назидательную лекцию с нравоучениями и предписаниями: «Делай, как я говорю!».
- Сильно стесняться чувства неловкости, растерянности и стыда:
«Я не знаю, как начать разговор с ребенком про «это». Не могу подобрать подходящих слов!».
- Ожидать инициативы от ребенка: «Пусть он сначала сам задаст прямой вопрос. Зачем я буду первым этот разговор затевать?».
Реакция ребенка
- «Лучше никогда не спрашивать и не обсуждать с ними эти темы!».
- «Родители всегда слишком заняты и хотят, чтобы я от них отстал».
- «Все, что связано с телом и сексуальностью, - это грязно, стыдно и мерзко!».
- «Это только мои проблемы!».
- «Они считают, что все это - большая глупость».
- «Родителям нельзя доверять».
- «Они меня обманывают или что-то скрывают».
- «Я всегда буду для них слишком маленьким и глупым, чтобы обсуждать такие вещи».
- «Для них не важны мои чувства, мысли и проблемы».
- «Они ни в чем не разбираются и сами ничего не знают».
- «Родители будут ругать меня или обвинять, стыдить».
- «Им не до меня, у них много своих проблем».
- «Спрошу у сверстников».
- «Посмотрю в интернете и сам все узнаю».
Возраст
1,5-3
года
ЧТО РАССКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРО ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ
Нужно помогать ребенку сформировать образ тела, определить телесные и эмоциональные границы. Нужно создать специальный словарь для описания внешних репродуктивных органов общепринятыми и понятными словами. В числе главных задач - социализация и знакомство ребенка с правилами: что можно и нельзя делать в общении с другими людьми. Нужно развивать толерантное и недискриминирующее отношение у ребенка к миру и другим людям. Также важно развивать навыки безопасности, представления о том,что нужно делать и говорить, если с тобой или другими детьми происходит что- то плохое, неприятное, страшное или неправильное.
ЧТО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ
Нужно рассказать ребенку про анатомические названия частей тела на примере игр и рисунков, включая гениталии. Объяснить правила личной гигиены. Объяснять ребенку анатомическую разницу между мужчинами и женщинами простыми словами, с иллюстрациями из детских пособий. Объяснить, что есть интимные зоны тела, которые принято закрывать одеждой. Другим людям их трогать нельзя, кроме родителей и врачей в присутствии родителей. И ребенок нё должен трогать интимные участки тела других людей. Нужно говорить о личных и телесных границах, как определить неприемлемые прикосновения. Объяснять, что живые существа появились на свет от биологических родителей, а не из капусты.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА
Ребенок проживает кризис трех лет: автономии и самостоятельности противостоят сомнение и чувство стыда. Появляется интерес к анатомическим различиям между мужчинами и женщинами, возможностям своего тела. Ребенок сравнивает свое тело с телами других.
Ребенок приучается к горшку, формирование навыков опрятности и личной гигиены. Постепенно у него формируются такие просоциаль- ные чувства, как стыд и вина. Взаимодействие со взрослым происходит в процессе освоения культурных функций предметов, способов действия с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как мы разговариваем с детьми
Осознаём ли мы важность стиля общения со своим ребёнко? Он ещё маленький? Ничего не понимает? Это ошибочное мнение!...
КАК МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ. (консультация для родителей)
Появление ребенка в семье – праздник для всех. Мы с трепетом ждем рождение малыша, гадаем, на кого он будет похож, строим планы на будущее – кем он станет. Мы радуемся , что малыш здоров ,весел,...
Консультация для родителей на тему "Чаще разговаривайте с детьми."
Мы часто слышим, что наши дети еще маленькие, чтобы что-то понимать. Но, спустя годы, с грустью понимаешь, что мы упустили драгоценное время общения со своими сокровищами, но время не вернуть. П...
«Не забывайте разговаривать с детьми».
Методические рекомендации для родителей...
Пожалуйста, разговаривайте с детьми.
Умение разговаривать друг с другом- это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организоватьжизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказы...
Не забывайте разговаривать с детьми.
консультация....
Консультация для родителей "Мы разговариваем с детьми"
Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка,переход к более высоким ее уровням в значительной мере определяется тем, о чем и как мы говорим с ним....