Консультация для родителей «Адаптация первоклассника к школе»
консультация (подготовительная группа)
Цели:
- Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
- Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
- Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
Задачи
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anaptatsiya_k_shkole.docx | 62.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цели:
- Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
- Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
- Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
Задачи
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
- С первого сентября у ваших детей начнется новая жизнь: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, можно преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начнем. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
* В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
* Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
* Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
* Для детей характерна высокая утомляемость
Показатели адаптационных затруднений:
* Недостаточная реализация личностного потенциала;
* Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
* Трудности в общении;
* Острое переживание неудач;
* Неадекватная самооценка;
Еще существуют, так называемые, заповеди для родителей первоклассника, которые тоже способствуют быстрой адаптации ребенка:
1. Родителям следует поддерживать ребенка, в его стремлении стать настоящим школьником. Если вы будете искренне заинтересованы во всех его школьных делах, будете серьезно относиться к его первым победам и достижениям, станете помогать при возможных трудностях в обучении, то первоклассник почувствует значимость своего нового положения и деятельности. Это очень важный момент.
2. Обсудите со своим ребенком те правила и нормы, которые ему теперь предстоит выполнять в школе. Постарайтесь объяснить их необходимость и целесообразность. Дети прислушаются к вашему мнению.
3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Вы должны быть готовы к тому, что не все сразу будет получаться. Все мы ошибаемся, и ребенок имеет право на ошибку.
4. Совместно с первоклассником составьте распорядок дня, и постарайтесь следить за его соблюдением.
5. Какую бы работу не выполнял ваш ребенок, найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что такого рода слова, любая эмоциональная поддержка, способны повысить самооценку учащихся, тем самым заметно приумножив их интеллектуальные достижения.
6. Если вас что-то тревожит в поведении ребенка, вы переживаете за его учебу, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
7. С приходом ребенка в школу в его жизни появляется более авторитетный человек, чем вы - учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
8. Учеба будет отнимать у первоклассника много сил, потому что это далеко нелегкий труд. Но между тем, вне уроков должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Спрашивайте у ребенка, как он провел день в школе, что ему больше всего понравилось и т.д. Больше общайтесь.
10. Не запугивайте ребенка возможностью ошибиться. Потому что невозможно чему-либо научиться не ошибаясь. Первоклассник не должен бояться высказывать свое мнение, даже если оно неверное.
11. Не указывайте ребенку на то, что он что-то не умеет или что-то не знает. Какие его годы! Для этого он и пришел учиться в школу! Скоро всему научится.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Он такой, какой есть. Все дети индивидуальны.
13. Никогда не ругайте ребенка обидными словами, если у него не получается что-то сделать или он не может что-то понять. Старайтесь положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам порой кажется, что его успехов явно недостаточно.
Упражнение «Все равно ты молодец!»
Инструкция. Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое называется “Все равно ты молодец”. Ваша задача — ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое неодобрение или одобрение его действиям, но в вашей речи обязательно должна прозвучать фраза “Все равно ты молодец”, то есть вам нужно найти то, за что ребенка в данной ситуации можно похвалить.
Возможные варианты:
— Учительница сказала, что у меня буквы “пляшут”.
— А мне сегодня “звездочку” не дали.
— Я сегодня на математике ничего не понял.
— Я забыла записать домашнее задание.
— Я нечаянно порвал учебник.
— А мне поставили “двойку” за то, что я подсказывал.
— Меня сегодня выгнали из класса за то, что я на уроке кидал в Петьку резинкой.
Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний.
Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!
Игра «Ваша реакция»
Ведущий: Вы на несколько минут превратитесь в детей, я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и поднимите соответствующую карточку. (раздаются наборы карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе»).
Ведущий эмоционально произносит фразы, сопровождая их соответствующим выражением лица и жестами:
- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.
- Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.
- Вечно за тебя приходится краснеть.
- Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником! (родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребенка на то или иное высказывание).
Ведущий: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!
«уверенность в своих силах» «чувство тревоги» «как все надоело» «нежелание идти в школу» «чувство вины» «неуверенность в себе» | «уверенность в своих силах» «чувство тревоги» «как все надоело» «нежелание идти в школу» «чувство вины» «неуверенность в себе» |
«уверенность в своих силах» «чувство тревоги» «как все надоело» «нежелание идти в школу» «чувство вины» «неуверенность в себе» | «уверенность в своих силах» «чувство тревоги» «как все надоело» «нежелание идти в школу» «чувство вины» «неуверенность в себе» |
Заповеди для родителей первоклассника.
1. Родителям следует поддерживать ребенка, в его стремлении стать настоящим школьником. Если вы будете искренне заинтересованы во всех его школьных делах, будете серьезно относиться к его первым победам и достижениям, станете помогать при возможных трудностях в обучении, то первоклассник почувствует значимость своего нового положения и деятельности. Это очень важный момент.
2. Обсудите со своим ребенком те правила и нормы, которые ему теперь предстоит выполнять в школе. Постарайтесь объяснить их необходимость и целесообразность.
3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Вы должны быть готовы к тому, что не все сразу будет получаться. Все мы ошибаемся, и ребенок имеет право на ошибку.
4. Совместно с первоклассником составьте распорядок дня, и постарайтесь следить за его соблюдением.
5. Какую бы работу не выполнял ваш ребенок, найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что такого рода слова, любая эмоциональная поддержка, способны повысить самооценку учащихся, тем самым заметно приумножив их интеллектуальные достижения.
6. Если вас что-то тревожит в поведении ребенка, вы переживаете за его учебу, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
7. С приходом ребенка в школу в его жизни появляется более авторитетный человек, чем вы - учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
8. Учеба будет отнимать у первоклассника много сил, потому что это далеко нелегкий труд. Но между тем, вне уроков должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Спрашивайте у ребенка, как он провел день в школе, что ему больше всего понравилось и т.д. Больше общайтесь.
10. Не запугивайте ребенка возможностью ошибиться. Потому что невозможно чему-либо научиться не ошибаясь. Первоклассник не должен бояться высказывать свое мнение, даже если оно неверное.
11. Не указывайте ребенку на то, что он что-то не умеет или что-то не знает. Какие его годы! Для этого он и пришел учиться в школу! Скоро всему научится.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Он такой, какой есть. Все дети индивидуальны.
13. Никогда не ругайте ребенка обидными словами, если у него не получается что-то сделать или он не может что-то понять. Старайтесь положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам порой кажется, что его успехов явно недостаточно.
Заповеди для родителей первоклассника.
1. Родителям следует поддерживать ребенка, в его стремлении стать настоящим школьником. Если вы будете искренне заинтересованы во всех его школьных делах, будете серьезно относиться к его первым победам и достижениям, станете помогать при возможных трудностях в обучении, то первоклассник почувствует значимость своего нового положения и деятельности. Это очень важный момент.
2. Обсудите со своим ребенком те правила и нормы, которые ему теперь предстоит выполнять в школе. Постарайтесь объяснить их необходимость и целесообразность.
3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Вы должны быть готовы к тому, что не все сразу будет получаться. Все мы ошибаемся, и ребенок имеет право на ошибку.
4. Совместно с первоклассником составьте распорядок дня, и постарайтесь следить за его соблюдением.
5. Какую бы работу не выполнял ваш ребенок, найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что такого рода слова, любая эмоциональная поддержка, способны повысить самооценку учащихся, тем самым заметно приумножив их интеллектуальные достижения.
6. Если вас что-то тревожит в поведении ребенка, вы переживаете за его учебу, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
7. С приходом ребенка в школу в его жизни появляется более авторитетный человек, чем вы - учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
8. Учеба будет отнимать у первоклассника много сил, потому что это далеко нелегкий труд. Но между тем, вне уроков должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Спрашивайте у ребенка, как он провел день в школе, что ему больше всего понравилось и т.д. Больше общайтесь.
10. Не запугивайте ребенка возможностью ошибиться. Потому что невозможно чему-либо научиться не ошибаясь. Первоклассник не должен бояться высказывать свое мнение, даже если оно неверное.
11. Не указывайте ребенку на то, что он что-то не умеет или что-то не знает. Какие его годы! Для этого он и пришел учиться в школу! Скоро всему научится.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Он такой, какой есть. Все дети индивидуальны.
13. Никогда не ругайте ребенка обидными словами, если у него не получается что-то сделать или он не может что-то понять. Старайтесь положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам порой кажется, что его успехов явно недостаточно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Адаптация детей к школе».
Школа - совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения -...
Консультация для родителей "Адаптация первоклассников к школе"
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация. Как помочь детям адаптироваться в первом классе?...
Консультация для родителей «Адаптация первоклассника к школе».
Консультация для родителей «Адаптация первоклассника к школе»....
Консультация для родителей " Адаптация детей к школе"
Адаптация ребёнка к школе- сложный путь физическогог и психологического приспособления к незнакомой обстановке. От того, насколько успешна будет адаптация ребёнка, зависит многое....
Памятка для родителей "Адаптация первоклассника к школе"
Поступление в школу - один из наиболее важных периодов в жизни детей....
Консультация для родителей будущих первоклассников "В школу с радостью"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Адаптация первоклассников»
Консультация для родителей «Адаптация первоклассников»...