«Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет
консультация

Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном мире, требуется гибкость, умение мыслить нестандартно, находить новые пути решения проблем. Обязанность взрослых — помогать ребёнку развивать своё воображение и направлять его в творческое русло, иначе в будущем он не сможет гармонично развиваться и стать успешным специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 117868-5707master_klass_likova.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс  на тему: «Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет

Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном мире, требуется гибкость, умение мыслить нестандартно, находить новые пути решения проблем. Обязанность взрослых — помогать ребёнку развивать своё воображение и направлять его в творческое русло, иначе в будущем он не сможет гармонично развиваться и стать успешным специалистом.

Моя работа по опыту строится с детьми среднего возраста в рамках индивидуальной, фронтальной и кружковой работы.

Предварительная диагностика показала, что развитие воображения у дошкольников находится на низком уровне. Дети практически ничего не привносят в окружающий мир, не видоизменяют его, а пользуются только заданными взрослым эталонами и шаблонами.

Основная идея опыта заключается в применении разработанных дидактических игр, упражнений, занятий-фантазий с целью развития процесса воображения.

С учётом специфики моей работы – развитие, обучение и воспитание детей 4-5 лет, я переработала, видоизменила и дополнила материал предложенный многими авторами.

Все игры и упражнения я построила в определённую систему, начиная от самых простых, которые можно использовать с 3-х лет, и до более сложных, требующих определённой базы знаний, умений и навыков.

Предложенные мной задания включают в себя игровые элементы, что позволяет сделать процесс познания ненавязчивым, интересным, естественным, а главное более продуктивным.

В результате работы над опытом прослеживается положительная динамика в развитие как воссоздающего так и творческого воображения.

Так, работу с детьми провожу по блокам, соответственно диагностику прослеживаю по следующим видам деятельности:

  1. Умение представлять ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов (также деталей  предметов);
  2. Умение создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
  3. Умение создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Дети могут самостоятельно использовать в играх предметы заместители, создавать образы предметов, основываясь на их схематичном изображении, создавать образы по словесному описанию, создавать целое из частей, оперировать образом объекта в пространстве.

Но в овладении детьми теми или иными игровыми приёмами, упражнениями и заданиями не редко возникают трудности, причиной которых служит недостаточный опыт дошкольников, ограниченность  воображения как детей, так и их родителей.

Поэтому моя работа строится по принципу от простого к сложному, системно и последовательно с применением личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, с применением дополнительных упражнений, заданий, способствующих помочь ребёнку в освоении блока, в котором он испытывает затруднение.

В перспективе я планирую продолжить работу над опытом. Изучить, разработать, дополнить и внедрить на практике ряд дидактических игр, упражнений, занятий-фантазий для развития креативного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт включает систему взаимопоследовательных занятий в специально-организованной деятельности педагога с детьми (в рамках индивидуальной, групповой и кружковой работы), плотностью 1 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут, рассчитанный на 9 месяцев.

Работа ведётся по следующим блокам:

1. Игры и упражнения с использованием предметов заместителей

2. Игры и упражнения на «опредмечивание»

3. Игры и упражнения на создания образа по словесному описанию

4. Игры и упражнения на воссоздание целого из частей.

5. Игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве.

Предполагается одновременное взаимодействие блоков.

Возможна следующая интеграция блоков:

  1. Игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве - игры и упражнения с использованием предметов заместителей.

2. Игры и упражнения на создания образа по словесному описанию - игры и упражнения на «опредмечивание»

3. Игры и упражнения на воссоздание целого из частей - игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве.

При работе с детьми опираюсь на знания, полученные ими ранее.

Основным приёмом является самостоятельное выполнение детьми игровых упражнений, творческих заданий.

А сейчас я научу вас применять данный приём в своей практической деятельности.

Цель: оперирование образом объекта в пространстве с использованием предметов заместителей, выполнение упражнений на «опредмечивание» и создание образа по словесному описанию; развитие мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

Обучающие:

Учить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Учить представлять ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов (также деталей  предметов);

Развивающие:

Развивать умение создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитательные: 

а) Воспитывать уважительное отношение к продуктам творческой деятельности своих сверстников.

 б) Продолжать воспитывать интерес к окружающему миру, прививать любовь к природе.

Материалы и оборудование: Зерна «волшебные», перо., карточки с изображением клякс, мандариновое масло, листы формата А4

.Наглядность: волшебная поляна. с цветами и птицами.

Музыкальный ряд: фонограмма «Танцующие бабочки», фонограмма «Голубая вода».

Ход мероприятия:

Вводная часть5 минут:

  1. Сейчас я коснусь ваших рук этим волшебным пером и вы окажитесь в удивительном, волшебном мире. Где увидите много интересного!

Положите, пожалуйста, руки перед собой на стол ладошками вниз и закройте глаза (касаюсь пером рук)

Вот вы и оказались на волшебной поляне– откройте глазки.

Основная часть Посмотрите, перед вами находятся зёрна , семена – они разные (зёрна подсолнечника, пшена, пшена, фасоли, гороха) – они тоже волшебные. Сейчас на альбомных листах вы должны выложить из них волшебную картинку. У каждого будет своя картинка.

- это может быть дом или цветок, а может быть бабочка

- может вы выложите полянку с красивыми цветами или грибами

- а может это будет тропинка ведущая к ручейку…,возможно это будет что-то такое, что никто никогда не видел …, а поможет вам в этом ваша фантазия.

Молодцы. Интересные картинки у вас получились (называют изображённые предметы)

3.                                      Упражнение «Пчела»

А теперь представьте, что вы вдруг исчезли. Художник вам нарисовал одни глаза Похлопайте глазами. Прилетела пчела. Смотрите на неё она перед вами. Вот пчела полетела вверх – глазки подняли вверх, влево, вправо…

У вас появилась шея. Вы теперь можете следить за пчелой – поворачивать голову. Пчела вверху, внизу, слева, справа.

Появилось туловище: пчела находится сзади вас, полетела вверх, вправо, влево.

Вдруг ваши пальчики заработали и стали двигаться как крылышки у пчелки. Наша пчелка улетела, а мы помашем ей до свиданья.

Но пчёлка нам оставила волшебное масло, которое мы сейчас капнем на ладошки и наше волшебство станет сильнее. (капаю)

Потрите ладошки и глубоко вдохните приятный аромат (каким фруктом пахнет)

  1. Предлагаю вам несколько изображений волшебных клякс.  Рассмотрите их внимательно и скажите на что они похожи. Можете поворачивать картинки в разные стороны.

Версии нужно называть по очереди. Они должны быть правдоподобными и иметь сходство с называемыми предметами, их может быть несколько (называют). Выберите самую оригинальную и объясните почему вы так считаете.

Комплекс кинезиологических упражнений («Волшебный дождь», «Клоун», «Ладошки», «Ежик»)

5.        Упражнение «Солнечный зайчик»

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями. Вот он на лбу, на носу, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Откроите глазки. Солнечный зайчик исчез, но он ещё к нам вернётся, вы ему понравились. Опишите, каким вы увидели солнечного зайчика. Каждый увидел своего зайчика.

Мы можем вернуться с волшебной поляны только в том случае, если вы отгадаете загадки. Небольшая подсказка – все загадки о растительном мире.

- первая загадка…..

- вторая……

- и последняя……

Молодцы. Справились с заданием.

Заключительная часть:

Пришло время возвращаться с волшебной поляны. Я  взмахну волшебным пером 3 раза и мы с вами вернёмся из чудесного мира (закрывайте глаза)….1,2,3…Открыли глазки.

Замечательное у нас было путешествие. Вы сегодня научились выкладывать из волшебного зерна красивые картинки, угадывали - кто или что прячется в волшебных кляксах, описывали их, познакомились с волшебной пчелой и встретили солнечного зайчика, стали ещё умнее и добрей.

А сейчас, ребята вы вспомните все наше путешествие с самого начала и расскажите нам, что понравилось вам больше всего, передавая друг другу волшебное перо .

Спасибо вам за путешествие! Вы все большие молодцы. Я желаю вам быть здоровыми, добрыми и веселыми. И наша необыкновенная поляна дарит вам вкусные и сочные яблоки. Угощайтесь. Досвиданья!

Описание: http://i.i.ua/photo/images/pic/6/1/5793516_7c51f09a.jpg

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(яблоко)

Описание: http://s0.tochka.net/cards/images/orig_63b3adf7e192046a3675e4559cb00e5e.jpg

В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -
Белые реснички.
(ромашка)

Описание: http://www.dogabotanik.com/UserFiles/Image/AKADEMIK/tibbi/betula_pendula.jpg

Стоит Алена, платок зеленый

Тонкий стан, белый сарафан.

(береза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения посредством игровой деятельности

«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом...

Развитие мыслительных способностей посредством игровой деятельности детей раннего возраста

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с предметами, ребенок изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием наступает предпосылкой практического реше...

Презентация Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)

Презентация "Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)"...

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Описание опыта работы на тему: «Особенности развития речи посредством игровой деятельности в зависимости от возрастной группы детского сада»

В опыте представлена  работа с детьми 2 – 3 лет. В работе Марина  Владимировна особое   внимание  уделяет индивидуальной работе c детьми,  основанной игровом подходе по р...

Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Что такое игра? На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играт...