«Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет
консультация
Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном мире, требуется гибкость, умение мыслить нестандартно, находить новые пути решения проблем. Обязанность взрослых — помогать ребёнку развивать своё воображение и направлять его в творческое русло, иначе в будущем он не сможет гармонично развиваться и стать успешным специалистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
117868-5707master_klass_likova.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: «Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет
Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном мире, требуется гибкость, умение мыслить нестандартно, находить новые пути решения проблем. Обязанность взрослых — помогать ребёнку развивать своё воображение и направлять его в творческое русло, иначе в будущем он не сможет гармонично развиваться и стать успешным специалистом.
Моя работа по опыту строится с детьми среднего возраста в рамках индивидуальной, фронтальной и кружковой работы.
Предварительная диагностика показала, что развитие воображения у дошкольников находится на низком уровне. Дети практически ничего не привносят в окружающий мир, не видоизменяют его, а пользуются только заданными взрослым эталонами и шаблонами.
Основная идея опыта заключается в применении разработанных дидактических игр, упражнений, занятий-фантазий с целью развития процесса воображения.
С учётом специфики моей работы – развитие, обучение и воспитание детей 4-5 лет, я переработала, видоизменила и дополнила материал предложенный многими авторами.
Все игры и упражнения я построила в определённую систему, начиная от самых простых, которые можно использовать с 3-х лет, и до более сложных, требующих определённой базы знаний, умений и навыков.
Предложенные мной задания включают в себя игровые элементы, что позволяет сделать процесс познания ненавязчивым, интересным, естественным, а главное более продуктивным.
В результате работы над опытом прослеживается положительная динамика в развитие как воссоздающего так и творческого воображения.
Так, работу с детьми провожу по блокам, соответственно диагностику прослеживаю по следующим видам деятельности:
- Умение представлять ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов (также деталей предметов);
- Умение создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
- Умение создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Дети могут самостоятельно использовать в играх предметы заместители, создавать образы предметов, основываясь на их схематичном изображении, создавать образы по словесному описанию, создавать целое из частей, оперировать образом объекта в пространстве.
Но в овладении детьми теми или иными игровыми приёмами, упражнениями и заданиями не редко возникают трудности, причиной которых служит недостаточный опыт дошкольников, ограниченность воображения как детей, так и их родителей.
Поэтому моя работа строится по принципу от простого к сложному, системно и последовательно с применением личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, с применением дополнительных упражнений, заданий, способствующих помочь ребёнку в освоении блока, в котором он испытывает затруднение.
В перспективе я планирую продолжить работу над опытом. Изучить, разработать, дополнить и внедрить на практике ряд дидактических игр, упражнений, занятий-фантазий для развития креативного воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Опыт включает систему взаимопоследовательных занятий в специально-организованной деятельности педагога с детьми (в рамках индивидуальной, групповой и кружковой работы), плотностью 1 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут, рассчитанный на 9 месяцев.
Работа ведётся по следующим блокам:
1. Игры и упражнения с использованием предметов заместителей
2. Игры и упражнения на «опредмечивание»
3. Игры и упражнения на создания образа по словесному описанию
4. Игры и упражнения на воссоздание целого из частей.
5. Игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве.
Предполагается одновременное взаимодействие блоков.
Возможна следующая интеграция блоков:
- Игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве - игры и упражнения с использованием предметов заместителей.
2. Игры и упражнения на создания образа по словесному описанию - игры и упражнения на «опредмечивание»
3. Игры и упражнения на воссоздание целого из частей - игры и упражнения на оперирование образом объекта в пространстве.
При работе с детьми опираюсь на знания, полученные ими ранее.
Основным приёмом является самостоятельное выполнение детьми игровых упражнений, творческих заданий.
А сейчас я научу вас применять данный приём в своей практической деятельности.
Цель: оперирование образом объекта в пространстве с использованием предметов заместителей, выполнение упражнений на «опредмечивание» и создание образа по словесному описанию; развитие мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Обучающие:
Учить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
Учить представлять ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов (также деталей предметов);
Развивающие:
Развивать умение создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитательные:
а) Воспитывать уважительное отношение к продуктам творческой деятельности своих сверстников.
б) Продолжать воспитывать интерес к окружающему миру, прививать любовь к природе.
Материалы и оборудование: Зерна «волшебные», перо., карточки с изображением клякс, мандариновое масло, листы формата А4
.Наглядность: волшебная поляна. с цветами и птицами.
Музыкальный ряд: фонограмма «Танцующие бабочки», фонограмма «Голубая вода».
Ход мероприятия:
Вводная часть5 минут:
- Сейчас я коснусь ваших рук этим волшебным пером и вы окажитесь в удивительном, волшебном мире. Где увидите много интересного!
Положите, пожалуйста, руки перед собой на стол ладошками вниз и закройте глаза (касаюсь пером рук)
Вот вы и оказались на волшебной поляне– откройте глазки.
Основная часть Посмотрите, перед вами находятся зёрна , семена – они разные (зёрна подсолнечника, пшена, пшена, фасоли, гороха) – они тоже волшебные. Сейчас на альбомных листах вы должны выложить из них волшебную картинку. У каждого будет своя картинка.
- это может быть дом или цветок, а может быть бабочка
- может вы выложите полянку с красивыми цветами или грибами
- а может это будет тропинка ведущая к ручейку…,возможно это будет что-то такое, что никто никогда не видел …, а поможет вам в этом ваша фантазия.
Молодцы. Интересные картинки у вас получились (называют изображённые предметы)
3. Упражнение «Пчела»
А теперь представьте, что вы вдруг исчезли. Художник вам нарисовал одни глаза Похлопайте глазами. Прилетела пчела. Смотрите на неё она перед вами. Вот пчела полетела вверх – глазки подняли вверх, влево, вправо…
У вас появилась шея. Вы теперь можете следить за пчелой – поворачивать голову. Пчела вверху, внизу, слева, справа.
Появилось туловище: пчела находится сзади вас, полетела вверх, вправо, влево.
Вдруг ваши пальчики заработали и стали двигаться как крылышки у пчелки. Наша пчелка улетела, а мы помашем ей до свиданья.
Но пчёлка нам оставила волшебное масло, которое мы сейчас капнем на ладошки и наше волшебство станет сильнее. (капаю)
Потрите ладошки и глубоко вдохните приятный аромат (каким фруктом пахнет)
- Предлагаю вам несколько изображений волшебных клякс. Рассмотрите их внимательно и скажите на что они похожи. Можете поворачивать картинки в разные стороны.
Версии нужно называть по очереди. Они должны быть правдоподобными и иметь сходство с называемыми предметами, их может быть несколько (называют). Выберите самую оригинальную и объясните почему вы так считаете.
Комплекс кинезиологических упражнений («Волшебный дождь», «Клоун», «Ладошки», «Ежик»)
5. Упражнение «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями. Вот он на лбу, на носу, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Откроите глазки. Солнечный зайчик исчез, но он ещё к нам вернётся, вы ему понравились. Опишите, каким вы увидели солнечного зайчика. Каждый увидел своего зайчика.
Мы можем вернуться с волшебной поляны только в том случае, если вы отгадаете загадки. Небольшая подсказка – все загадки о растительном мире.
- первая загадка…..
- вторая……
- и последняя……
Молодцы. Справились с заданием.
Заключительная часть:
Пришло время возвращаться с волшебной поляны. Я взмахну волшебным пером 3 раза и мы с вами вернёмся из чудесного мира (закрывайте глаза)….1,2,3…Открыли глазки.
Замечательное у нас было путешествие. Вы сегодня научились выкладывать из волшебного зерна красивые картинки, угадывали - кто или что прячется в волшебных кляксах, описывали их, познакомились с волшебной пчелой и встретили солнечного зайчика, стали ещё умнее и добрей.
А сейчас, ребята вы вспомните все наше путешествие с самого начала и расскажите нам, что понравилось вам больше всего, передавая друг другу волшебное перо .
Спасибо вам за путешествие! Вы все большие молодцы. Я желаю вам быть здоровыми, добрыми и веселыми. И наша необыкновенная поляна дарит вам вкусные и сочные яблоки. Угощайтесь. Досвиданья!
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(яблоко)
В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -
Белые реснички.
(ромашка)
Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
(береза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения посредством игровой деятельности
«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом...
Развитие мыслительных способностей посредством игровой деятельности детей раннего возраста
В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с предметами, ребенок изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием наступает предпосылкой практического реше...
Презентация Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)
Презентация "Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)"...
Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....
Описание опыта работы на тему: «Особенности развития речи посредством игровой деятельности в зависимости от возрастной группы детского сада»
В опыте представлена работа с детьми 2 – 3 лет. В работе Марина Владимировна особое внимание уделяет индивидуальной работе c детьми, основанной игровом подходе по р...
Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...
Статья на тему: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»
Что такое игра? На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играт...