Роль педагога ДОУ в реализации системности взаимодействия с родителями
статья (младшая группа)

Андреева Ирина Владимировна

Статья посвящена проблемам системного взаимодействия в педагогическом процессе развития ребенка дошкольного возраста родителей и педагогов детского сада. В статье рассматриваются основные аспекты и потребности взаимодействия, рассматривается проблема педагогической культуры родителей и профессиональных компетенций педагога в выстраивании взаимодействия. Приводятся рекомендации педагогу по осуществлению  системного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога ДОУ в реализации системности взаимодействия с родителями

Аннотация Статья посвящена проблемам системного взаимодействия в педагогическом процессе развития ребенка дошкольного возраста родителей и педагогов детского сада. В статье рассматриваются основные аспекты и потребности взаимодействия, рассматривается проблема педагогической культуры родителей и профессиональных компетенций педагога в выстраивании взаимодействия. Приводятся рекомендации педагогу по осуществлению  системного взаимодействия.

Ключевые слова: детское образовательное учреждение, под, педагог, дошкольник, ребенок, родители, педагогическая культура, взаимодействие.

Посещение детского сада – очень важный элемент воспитания и становления личности. Для первичной социализации основными институтами являются детский сад и семья, поэтому крайне важно, чтобы родители и педагог ДОУ взаимодействовали между собой, и воспитание ребенка происходило системно.

Единство целей обучения и воспитания, привития основных навыков и социализации крайне важно, не менее важно и комплексное воздействие – если ребенок, возвращаясь домой из детского сада, не имеет никаких воспитательных взаимодействий с родителями – это негативно скажется на его поведении, результат посещения ДОУ будет отрицательным, и родители могут даже отказаться от детского сада [2].

Если цели образовательного процессе в ДОУ и в семейной среде будут различны, ребенку будут прививаться различные, часто противоположные  навыки и морально-этические качества, это будет негативно отражаться на психике ребенка, влиять на его нервную систему и затормаживать развитие. Именно поэтому так важна системность в работе с воспитанниками детских садов.

Эффективность системного воздействия на ребенка складывается из двух аспектов: педагогической культуры семьи (родителей) и профессиональных компетенций педагога дошкольного учреждения.

Педагогическая культура родителей за последние десятилетия претерпела существенные изменения. В СССР воспитание было коллективным, личностному индивидуальному развитию уделялось не столь много внимания. Кроме того, при работе с ребенком большее внимание уделялось познавательному развитию, а не эмоциональному и личностному. Современные родители детей дошкольного возраста зачастую не были воспитаны в то время, они являются уже вторым поколением, поэтому советские идеалы отходят на второй план и родители уже понимают сущность своей родительской роли [2].

Сейчас существует много литературы, научной, научно-популярной и публицистической на тему воспитания детей, периодические издания, теле-радио- и видеотрансляции, видеоролики про воспитание детей. Это помогает родителям ориентироваться в вопросе. Но есть и негативное влияние: многие из таких источников предоставляют недостоверную информацию. Еще одна проблема, связанная с вопросом – это то, что благодаря наличию в открытом доступе этих источников педагоги ДОУ убеждены, что родители полноценно владеют необходимыми методами и технологиями, кроме того, сами родители в этом уверенны, в то время как их знания остаются недостаточными.

Одной из профессиональных компетенций педагога дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с родителями воспитанника ДОУ. Компетенция включает в себя тактичность, умение вести диалог, беспристрастность, указание на ошибки родителей и свои собственные недочеты, умение изучить семью и скорректировать действия родителей, и т.д [3].

Важно, чтобы педагог ДОУ обладал данной компетенцией и качественно выполнял свои обязанности, связанные с реализацией данной компетенции. При этом самое важное, что должен донести педагог до родителей – каким бы он ни был профессионалом, без желания родителей быть активными участниками педагогического процесса детского сада, ему не удастся достичь нужных результатов.

Для того чтобы выстроить взаимодействие с родителями педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать коммуникативными навыками, хорошо ориентироваться в вопросах семьи, в воспитательных проблемах и потребностях в семье, быть в курсе последних достижений педагогической науки, а также дать родителям почувствовать собственную компетентности и заинтересованность в развитии ребенка, мотивировать их к педагогической работе с ребенком [3].

 Для достижения этих целей педагогу рекомендуется использовать информационно-коммуникационные средства, которые могут помочь привлечь внимание родителей и упростить им задачу по трансляции существующих проблем с воспитанием и особенностей ребенка педагогу [1].

Также рекомендуется использование не только традиционных форм (таких как родительские собрания), но и нетрадиционных: анкетирование родителей, семенные клубы, тренинги и конференции, мастер-классы, конкурсы и соревнования детей с родителями, наглядные формы такие как информационные стенды и открытые для родителей занятия [2].

  1. Добикова Татьяна Ивановна. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий // Проблемы педагогики. 2015. №5 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechenie-roditeley-v-obrazovatelnyy-protsess-dou-posredstvom-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.03.2019).
  2. Копытова Анастасия Владимировна. Системный подход в личностно  ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-lichnostno-orientirovannom-vzaimodeystvii-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-roditeley (дата обращения: 10.03.2019).
  3. Мельникова Е.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-v-protsesse-vzaimodeystviya-s-roditelyami-vospitannikov-dou (дата обращения: 10.03.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

"Системное взаимодействие с родителями по формированию готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО"

žРазвитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

Роль педагога-психолога в реализации ФГОС

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Роль педагога ДОУ в реализации системности взаимодействия с родителями

Статья посвящена проблемам системного взаимодействия в педагогическом процессе развития ребенка дошкольного возраста родителей и педагогов детского сада. В статье рассматриваются основные аспекты и по...

Сценарии мероприятий по реализации плана взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Сценарии мероприятий по реализации плана взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников....

Консультация для педагогов " «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»

laquo;Профессиональная компетентность педагогов ДОУ   в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»...