Статья "Все на кончиках пальцев"
статья
Правополушарное рисование раскрывает невероятный творческий потенциал, открывают широкий простор для детской фантазии, расслабляет голову и тело, а ещё заряжает энергией и позитивным настроением. Основная идея такого рисования в том, что мы не знаем, что рисуем, ребенок абстрагируется от реальности и не стремится перенести увиденное на лист бумаги. Первая и самая главная задача – почувствовать и уловить эмоции, которые внутри, когда смотрите на объект. Таким образом осуществляется не механическое рисование, а наблюдение и зрительное восприятие.
Правополушарное рисование дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность, являясь замечательным способом создания маленьких шедевров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vsyo_na_konchikah_paltsev_-_kopiya.docx | 837.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё на кончиках пальцев.
3D моделирование, программирование, лего - конструирование, робототехника, алгоритмика, скорочтение. Как?! Ваш ребенок не занимается всем этим в его-то три с половиной года?! Ну всё, после трёх уже поздно. Считай, упустили!
Такие диалоги ведут нынче родители на детских площадках. А бедные малыши хотят строить замки из песка и лепить из пластилина, играть в пятнашки и прыгать на батуте. И вот как раз когда энергия бъёт через край, любопытство захлёстывает с головой, а безудержный смех рвётся наружу, мы усаживаем их за парты и заставляем их, малышей, сидеть по 30 минут, молчать и учить английский язык. А между тем, около 50% сегодняшних первоклассников нуждаются в занятиях с логопедом! Какой уж тут английский?!
Мария Монтессори ещё в 19 веке заметила, как необходимо маленьким детям делать что-то руками. "Всё на кончиках пальцев" - говорила она. В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Что же они имели в виду? Они говорят о той самой мелкой моторике, о которой сейчас много говорится, но мало делается. Развивать мелкую моторику, с одной стороны, очень просто, ведь дети это чувствуют интуитивно. Заметили, как увлечённо они лепят из пластилина, рвут бумажки на мелкие части, "пекут" куличики в песочнице, поднимают крошки? Но с другой стороны, мы, взрослые, часто на них ругаемся: не трогай грязь с пола, зачем разорвал бабушкину фотографию?! А вместо того, чтобы на них ругаться, нужно удовлетворить эту их естественную потребность - развивать мелкую моторику. Ведь когда дети делают что-то руками, они затрагивают тысячи нервных окончаний на кончиках пальцев. Здесь у нас находится и речевой центр, и центр по развитию познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений.
И один из способов развития мелкой моторики - правополушарное рисование. Чувствуете? Уже в самом названии есть непосредственная связь с головным мозгом. Именно об этом уникальном виде рисования мы с вами сегодня и поговорим.
Рисовать можно по-разному, но именно правополушарное рисование раскрывает невероятный творческий потенциал, расслабляет голову и тело, а ещё заряжает энергией и позитивным настроением. Основная идея такого рисования в том, что мы не знаем, что рисуем. А раз не знаем, значит, не задумываемся о результате, отключаем логику (а вместе с ней и левое полушарие, которое всё пытается просчитать и проанализировать) и рисуем от сердца. Такой вид рисования ещё называют интуитивным. Мы можем рисовать руками, прямо пальцами (ага, вот оно-то нам и нужно), можем использовать губку для посуды, можно взять ватные палочки, можно и кистью, но тогда взять самую толстую! Можно рисовать в группах, а можно и вдвоём дома с мамой (но только, чур, мама ничего не исправляет и не вмешивается в рисунок!)
Давайте рассмотрим подробнее сам процесс. Здесь сгодятся любые материалы, которые есть дома. Можно взять акварель, хорошенько намочить лист и капать в лужицы краской. Захватывающее зрелище - смотреть, как сливаются, перемешиваются краски между собой, проникают друг в друга. Можно взять гуашь и быстро поставить жирненькие точки в разных местах листа, но лучше больше трёх цветов не использовать. А затем губкой для посуды тщательно эти точки размазать. И так первый этап - фон - у нас готов.
Иногда мы так напряжены, так испуганы, что ничего не получится, что не можем полностью отпустить себя и расслабиться. "А правильно ли я делаю? А сочетается ли красный с зелёным? А что получится?" Но об этом, конечно, беспокоятся только взрослые, дети хулиганят от души! Поэтому и не нужно лезть к ним со своими рекомендациями, пусть просто наслаждаются процессом. Здесь хорошо бы сделать несколько таких фонов и посмотреть, какой больше нравится. А если работа происходит в группе, то можно и вовсе понаставить клякс на фоне соседа. Пусть размазывает!
Затем, когда фон высохнет, нужно его порассматривать со всех сторон, и обязательно с какой-то стороны покажется сюжет будущей картины: вот цветок, а здесь гора, справа закат, а внизу море. Дальше можно брать восковые мелки и дорисовывать, можно продолжать работать красками, можно взять пластилин - он ужасно дружелюбен с любыми материалами! Если совсем ничего не вырисовывается, можно пальцами поставить точек и получатся ягодки, а можно перевернуть лист и нарисовать вертикальную полоску коричневым цветом. Вернувшись обратно, мы обнаружим, что это ствол дерева. Можно нарисовать полоску ровную снизу, но неровную сверху, и вот уже вырисовывается силуэт города. Если присмотреться, там и башенки, и домики, и даже кошка крадется за мышкой. Можно обмениваться фонами и угадывать какие-то силуэты и наброски в работе соседа. Это увлекательнейший процесс, который развивает фантазию и креативное мышление.
Иногда рисунок готов уже через десять минут, а иногда и получаса мало. На таких занятиях не обязательно сидеть за столом, можно рисовать хоть стоя, хоть лёжа. Важно отходить от работы подальше, чтобы что - то в ней разглядеть, можно подойти к соседу за советом. Обычно на таких занятиях царит дружелюбная атмосфера веселья и беззаботности, то тут, то там слышны взрывы хохота, а иногда наоборот, все так увлекутся, что стоит полнейшая тишина.
Такие занятия можно начинать хоть с года, хоть с двух. Даже самый маленький малыш будет с удивлением размазывать краску по бумаге. Ведь это так красиво и увлекательно. А заканчивать...да, их можно и не заканчивать. Иногда так важно отвлечься от будничной суеты и уйти в мир грёз. Это сродни медитации или даже арттерапии.
Ну и наконец - последний и самый важный этап - повесить свою работу на выставку! Каким важным и гордым становится ваш малыш, когда демонстрирует своё искусство взрослым! И как важно для него удостоиться такой чести - его работа на домашней выставке. А значит, его любят, ценят и очень гордятся!
Мечтайте и творите, ведь этого нам никто не может запретить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Сказки на кончиках пальцев
Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...