Консультация "Расскажите детям о Пасхе"
материал (средняя группа)

Романовская Наталья Владимировна

" Как рассказать детям о Пасхе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasskazat_detyam_o_pashe_.docx19.67 КБ
Файл rod_sobranie_2023.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Расскажите «Детям о Пасхе»

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла!

(К.Фофонов)

Скоро наступит праздник Пасхи. Праздником Праздников, торжеством из торжеств называет церковь Пасху. Этот праздник насчитывает более 2000 лет.

Есть много праздников, которые любят встречать россияне, но главный весенний церковный праздник - Пасха. Этот светлый и добрый праздник несет с собой веру, надежду и любовь. Наши дети должны знать историю нашей страны, в том числе историю и традиции праздников. К Пасхе – Светлому Христову Воскресению готовятся все. Даже люди, далекие от религии, готовятся к этому святому празднику, поздравляя своих родных и знакомых, тем самым приобщаясь к самому главному церковному празднику христиан.

Расскажите детям о празднике

Когда – то давно Бог прислал к нам на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло, избавил людей от первородного греха. Он принял смерть, но потом воскрес, чему и посвящен этот праздник, прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. К этому дню принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Готовились к Пасхе заранее.

Особое внимание верующие уделяли «чистому четвергу» - последнему четвергу перед Пасхой. К этому дню люди убирали дворы, скребли и чистили дом, закупали провизию к празднику, красили яйца. А еще в этот день был широко распространен обычай очищения водой – люди купались в проруби, реке, озере или обливались в бане водой до восхода солнца.

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом, иконами и харугвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укрепленные на длинных древках). Совершали крестный ход с молитвами и горящими свечами. Символ Пасхи – свет - поэтому старались донести зажженную свечу домой из церкви.

Сохранился и еще один старинный обычай на Пасху – выпекание и освещение в храме куличей, которые после молитвы также уносились домой к праздничному столу.

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.

Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными их фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и др. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерской продавались шоколадные и сахарные яйца. И все же самыми популярными были простые домашние куриные яйца. Яйцами обменивались при встрече не просто так: их дарили со словами «Христос воскрес!». В ответ следовало сказать: «Воистину воскрес!» - а затем люди «христосовались» - расцеловывались в знак всепрощения и любви к близким. Первыми было принято говорить младшим по возрасту, а отвечали более старшие. Христосовались, угощали знакомых яйцами и приговаривали «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко» (т.е. без сучка и задоринки).

Объясните детям, почему именно яйцо является главным символом Пасхи. Яйцо – символ жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, может вылупиться живой птенец. Поэтому на Пасху дарят куриные яйца – как символ будущей жизни, а красивые деревянные , фарфоровые, стеклянные и шоколадные яйца – для удовольствия. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Яиц готовили много: ели сами, при христосовании дарили друзьям и знакомым. Ходили в гости и приговаривали:

Награди нас подарком,

Не жалей, не береги,

По яичку одели.

Нам гостинца поднесешь –

Свое счастье сбережешь.

Согласно церковной традиции красили яйца также в «чистый четверг», и этому тоже есть свое толкование.

Перед Пасхой идет самый длинный и строгий 40 - дневный пост, в который запрещается есть яйца. Но курицы этого не знают и несутся по-прежнему. Чтобы сохранить их до праздника, люди стали их варить и раскрашивать, чтобы не возникало путаницы между вареными и сырыми. Раскрашивали яйца по - разному. В настоящее время можно купить в магазине готовые наклейки , термические картинки, специальные пищевые красители. Раньше этого не было и поэтому росписью яиц занимались сами хозяйки вместе с детьми. Для окраски использовали растительные красители. Если вам позволяет время, поэкспериментируйте с детьми.

Пасхальная палитра цветов очень велика, при этом можно отказаться от химических красителей и получить тот или иной цвет абсолютно естественным способом. Различные оттенки яиц можно получить их отваров цветов, трав, ягод, листьев. Их отваривают в течении 10 минут, затем 30 минут настаивают и потом в процеженном отваре варят сырые или выдерживают до нужного оттенка уже отваренные яйца.

В период подготовки к празднику вы можете изготовить с детьми различные упаковки для подарочных яиц. Некоторые варианты украшений изображены на рисунках. Поверьте, дети будут не только рады получить такой необычно оформленный подарок, но и с удовольствием захотят его кому-нибудь подарить.

Изготавливая такие подарочные упаковки с детьми, вы получите массу приятных впечатлений. Для украшения праздничных блюд вы можете использовать макет цыпленка, изготовленного из бумаги, сложенной гармошкой.

Никакой праздник не обходится без игр.

Яйца не только дарили, ими еще и играли. При встрече и христосовании, яйцами чокались, определяя , чье яйцо крепче. Его можно покрутить на столе – чье дольше будет вращаться?

Можно устроить для яиц горку и попробовать, чье яйцо скатится дальше. Если к вам пришли гости, вы можете разыграть призы при помощи яиц. Перед горкой расставьте игрушки (по типу кеглей) – чье яйцо, скатываясь с горки, собьет игрушку, тот ее и забирает.

Если вы далеки от религии, то используя данный материал, вы сможете ненавязчиво познакомить детей с традициями этого светлого праздника – Пасхи.


 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в средней группе «Солнышко» в начале учебного года

«Открываем дверь в среднюю группу!»

Цели: 

  • расширение контакта между педагогами и родителями;
  • моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

3. Организация образовательного процесса в средней группе.

4. Выбор совета родителей группы.

5.  Коротко о разном.

Ход мероприятия:

Родители заходят в группу, располагаются.

  1. Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас!

Благодарим всех родителей за активное участие в жизни нашей группы, а также поздравляем с наступившим учебным годом.

Наши дорогие ребята стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы с вами сегодня отправимся в путешествие по стране Знаний.

Знакомство с родителями - «Назови предыдущего».

Воспитатель: Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

4. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

5. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

6. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Блиц-опрос родителей по активно проявляющимся особенностям  у детей нашей группы

Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет

Речевое развитие:

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Употреблять предложения с однородными членами;

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Познавательное развитие:

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь  вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать  «вежливые» слова;

Иметь  представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать  элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь  представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Физическое развитие:

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше  5 раз подряд;

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Кататься на двухколёсном велосипеде;

Ориентироваться в пространстве.

3. Организация образовательного процесса в средней группе.

Воспитатель: По СанПиНу в средней группе планируется 10 занятий не более 20 минут. Из них 3 занятия по физкультуре, 2 занятия музыкой, 1 – по математике, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1- по развитию речи, 1- рисование, 1 – лепка или аппликация (чередуются через неделю).

На занятиях по математике в течение учебного года мы будем учиться считать до 5; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар, куб; определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; познакомим с частями суток.

По ознакомлению с окружающим миром – расскажем детям о предметах, их признаках и материалах, из которых они изготовлены; об общественном транспорте; о правилах дорожного движения; о родном городе (название города, домашний адрес); познакомим с комнатными растениями, деревьями, фруктами, ягодами, грибами, птицами, насекомыми, дикими и домашними животными; последовательностью времен года.

На занятиях по развитию речи будем учиться называть слова, начинающиеся на определенный звук; согласовывать слова в предложении; описывать предметы и игрушки; рассказывать по картине.

На занятиях по лепке освоим прием прищипывания с легким оттягиванием, прием сглаживания поверхности фигурки, прием вдавливания середины шара для получения полой формы. Очень трудной задачей будет для нас научиться правильно держать ножницы и пользоваться ими. Сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг из квадрата.

Предлагаем Вам, родители, побыть детьми 4-5 лет.

Дидактические игры по направлениям: «Часть и целое», «Цвет», «Професии», «Наша Родина», «Цифры».

Вам понравилось?

4. Выбор совета родителей группы.

5.  Коротко о разном.

В заключении мы предлагаем вам передать свои пожелания нашим детям на новый учебный год, которые мы в конце учебного года на итоговом собрании обсудим, исполнились ли они или нет, достигли мы с вами намеченного и максимального результата.

Воспитатель: Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!

Надеемся на сотрудничество с вами и вашу помощь детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как рассказать детям о Пасхе"

Приближается самый светлый праздник  Пасха. Дети очень любят, но возможно не доконца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомить с традициями, историей возникновения....

Детям о Пасхе

О Пасхе...

Детям о Пасхе

Данное пособие собирается в виде книжки-расскраски и в доступной форме рассказывает детям о светлом празднике Пасха....

Конспект интегрированного занятия"Детям о Пасхе"

Познакомить детей с традициями празднования Пасхи...

Ярмарка - распродажа поделок руками родителей и детей к пасхе.

С 6 по 10 апреля в нашем детском саду прошла благотворительная акция - ярмарка - распродажа пасхальных яиц, сделанных руками родителей и детей. Такая акция проводится в нашем учреждении впервые, но ро...

Расскажем детям о Пасхе.

Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать  детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника,...

"Детям о пасхе"

Конспект интегративного занятия для детей подготовительной группы...