«Проблема речевого развития детей дошкольного возраста 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Чаусова Алёна Сергеевна

Консультация для родителей «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова

410004 г. Саратов, ул. Дегтярная, 11А, т/ф 8(452)29-33-53  E-mail: d.sad-213@yandex.ru

Консультация для родителей

«Проблема речевого развития детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Подготовили воспитатели:

Чаусова А.С., Степанова Е.В.

Развития речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении.

Речь ребёнка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Практически все слова он произносит правильно, активно общается со взрослыми и детьми. Интеллектуальное развитие малыша движется вперёд семимильными шагами, его уровень ясно виден в точном изложении мыслей, которыми дети спешат поделиться со своими собеседниками.

Внимательные родители серьёзно относятся к развитию речи своего ребёнка, участвуют в её формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всём на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К.И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

  • употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);
  • звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);
  • неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

  • ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
  • кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
  • дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
  • большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
  • он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
  • темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
  • при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов. Возможными причинами такого отставания могут быть:

  • проблемы в области неврологии;
  • нарушения интеллекта, умственная отсталость;
  • перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;
  • проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);
  • социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова, предлагают такие задания:

  • образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья),
  • предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т.д.);
  • сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение, начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу), слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до), из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

  • поиграть с язычком в прятки,
  • сделать его узким и широким,
  • постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решен...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им.Г. Гегель....