Консультация для родителей по развитию речи детей 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа)

Смирнова Наталья Алексеевна

Консультация для родителей по развитию речи детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditelej_reko.docx928.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области

Консультация для родителей

«Развитие речи у детей 4–5 лет».

C:\Users\1\Desktop\1.png

2022 год

Рекомендации родителям по развитию речи детей 4-5 лет.

Я столкнулась в своей группе с такой проблемой, что некоторые дети пришедшие в детский сад после длительных летних каникул в среднюю группу стали намного хуже разговорить чем в прошлом году. Речь стала торопливая, не внятная, окончания слов «съедаются».

Первым этапом моей работы была проведена беседа с родителями о том, что конечно же каждому хочется, чтобы его ребенок говорил красиво, четко и внятно, но для этого нужно потрудиться ни только воспитателям, но и самим родителям. Нужно следить, чтобы собственная речь была правильной и выразительной.

В разговоре с ребенком нужно употреблять обычные слова, не нужно их коверкать, менять и разговаривать с крохой на детском языке. Важно внятно произносить слова, чтобы ребенок их мог хорошо расслышать. Часто дети ленятся говорить, и тогда нужно подумать, как заставить ребенка говорить. Для этого нужно сделать вид, что вы не можете понять жесты и движения ребенка, просите его подробно объяснить словами, что он хочет, подробно рассказать, о том, что ему требуется. Сразу же в разговоре поправляйте ошибки.

При проблемах с речью в пятилетнем возрасте, важно своевременно обратиться к специалистам и выявить причины. Но не менее важным будет и работа родителей по обучению ребенка навыкам правильной речи.

Уважаемые родители, предлагаю Вам подборку игр и упражнений для стимуляции речи, которые мы используем повседневно на занятиях в детском саду:

Упражнения:

  • «Улыбка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  • «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  • «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть

его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

  • «Вкусное варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала

верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

  • «Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком

языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

  • «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  • «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  • «Птенцы». Широко открывать и закрывать рот.
  • «Шарик».Надуть щёки, сдуть щёки.
  • «Бублик».Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
  • «Веселая змейка».Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Также в занятиях хорошо помогает зеркало. Можно строить разные рожицы и показывать язык, что деткам очень нравиться.

Игры:

«Назови одним словом»

Надо назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты. Помидор, огурец, картофель, свекла – это...

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе,

например, банан, апельсин.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска. Яблоко, огурец, груша, апельсин.

"Уменьшаем и увеличиваем"

Взрослый:

"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким".

Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."

Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.

То же самое можно делать "в обратную сторону".

Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.

В процессе игры следите за тем, чтобы ребенок не называл детенышей животных вместо правильного ответа.

Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка. Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:

Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее

"Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)"

Игра строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее: "Есть слова, которые означают одно и то же.

Например:

жесткий - твердый,

печальный - грустный, смелый - храбрый,

блестеть - сиять,

сердиться - злится,

враг - противник, и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."

А есть слова, которые означают противоположное понятие.

Например:

жара - холод добро - зло друг - враг

здоровый - больной горький - сладкий белый - черный говорить - молчать смеяться - плакать ложиться - вставать

закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам. Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас. Так же хорошим стимулом для развития речи малыша является чтение книг и стихотворений, пересказ прочитанного и вопросы по сказкам. Стихотворения с ребенком необходимо учить наизусть, повторяя как можно чаще. Вообще, нужно как можно больше говорить с ребенком, стимулируя его к общению и активному рассказу по картинкам и словам, описывая предметы.

Еще одним важным фактором в развитии речи является развитие моторики рук, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому старайтесь ,как можно чаще с ребенком:

  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками:
  • играйте с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами;
  • складывайте матрешек;
  • рисуйте, раскрашивайте, вырезайте;
  • рисуйте различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

Главное — это терпение и огромное желание научить своё чадо правильно говорить. И тогда всё обязательно получится!

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1857933/pub_5f820966b1a4d95dc04d649f_5f85d2d9ae6a9712bf07daaa/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...

Консультации для родителей по развитию речи детей.

Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....