Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
статья (подготовительная группа)
В данной консультации мы говорим о том, что такое готовность к школе, исходя из требований современных школ и различных программ (кроме коррекционных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 162.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Что включает в себя подготовка к школе?
Кому она необходима?"
Здравствуйте, дорогие родители! В жизни нашего дошкольника наступает ответственейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений… Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым. Сегодня мы поговорим о том, что такое готовность к школе исходя из требований современных школ различных программ (кроме коррекционных). Разберем 2 понятия - готовность к школе и подготовка к школе. Готовность к школе - это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе - это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Ниже я буду описывать компоненты готовности, а подпункты, которые включены в эти компоненты - служат направлениями, по которым непосредственно осуществляется подготовка. Прежде всего, готовность к школе включает в себя 3 больших блока, это – ЗНАНИЯ, ОБЩАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ребенка 6-7 лет, поступающего в школу, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе, УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. Эти 3 блока тесно связаны между собой, пересекаются друг с другом, но не все так просто, об этом чуть позже. Мы не будем говорить о блоке общего физического здоровья, так как это вопрос медицинского характера, рассмотрим в данной статье первые два. Итак, начнем с первого блока. При поступлении в школу ребенок должен обладать следующими ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ: -уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета; -уметь выделят несколько признаков предметов, действий предмета или действий с предметом; -составлять предложения из 3-4 предложенных слов; -образовывать новые словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т.д.); -уметь давать краткое описание предметам и явлениям ( лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное); -самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений ( в том числе по картинкам и из личного опыта); -пересказывать небольшие рассказы; -знать и выразительно исполнять стихотворения; -правильно употреблять слова в речи; -использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т.д.); -отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения. -уметь продолжить предложение или фразу по-смыслу ГРАМОТА, ЧТЕНИЕ: -знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита; - уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы; -определять количество слогов в словах; -уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст; -определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов; -уметь ставить ударение в словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог; -знать согласные и гласные звуки; -знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твердые, глухие звонкие); -уметь анализировать звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный, ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твердый, глухой-звонкий - и помечать их при помощи фишек красного, зеленого и синего цветов; уметь определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ъ и ь знаков); -знать, что согласные бывают парные и непарные; всегда твердые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие согласные : й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных; -уметь делать слоговую схему слова и схему предложения; -знать, как произносятся интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения; соответственно, знать знаки препинания; -уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту). МАТЕМАТИКА: -уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; -уметь находить соседей чисел в пределах 10-20; -выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; -знать понятия «больше-меньше-поровну»; -уметь делать равными неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп; -знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; -уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; -уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части; -уметь писать печатными цифрами; -уметь соотносить графический образ цифры с количеством предметов; -знать и уметь пользоваться знаками «+, - , =», «<,>»; -уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; -понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10). Желательно знать: -уметь считать до 100 единицами и десятками; -понимать, из каких чисел образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в пределах 100; -уметь сравнивать множества, отличать множество и его части; -уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины). ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: -знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны; -знать название нашей планеты; -знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии; -называть времена года, части суток, дни недели в последовательности; -знать в последовательности времена года и месяцы; -отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоемов; -уметь правильно называть животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака-щенок и т.д.); -знать и отличать перелетных птиц от зимующих; -отличать садовые деревья от полевых; -отличать деревья от кустарников; -называть разные явления природы; -уметь определять время по часам; - уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарем; -знать виды транспорта. НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ РУКОЙ И ПИСЬМОМ: -правильно держать ручку и карандаш в руке; -проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; -обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; -уметь рисовать по клеточкам и точкам; -уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; -копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры; -уметь продолжить штриховку рисунка; -уметь писать печатные буквы и цифры, -уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: -знать свои ФИО, и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители; -знать свой точный адрес; -знать свою дату рождения, в какое время года родился; -уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов); -знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.; -уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.); -знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы» и т.д.); -знать основные правила дорожного движения. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЕ: -знать когда ребенок пойдет в школу( в какое время года и дату); -знать, для чего ребенку нужно идти в школу, ем занимаются в школе; -знать, сколько ребенку будет лет на момент поступления в школу; -знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они; -знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок; -знать правила поведения в школе. Теперь мы перейдем ко второму важному блоку готовности к школе – это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе. Что она включает в себя и почему она так важна? К нам обращаются дети, которые имеют осведомленность по многим вышеперечисленным представлениям, умеют читать и писать, но если у ребенка не развит в достаточной степени какой-то из компонентов психологической готовности к школе, то это сказывается на результате поступления-непоступления ребенка в школу, на его успеваемость в дальнейшем, на желание учиться и многое другое. Рассматривая составные части психологической готовности ребенка к школе, Вы будете понимать важность развития каждой из частей и на что может повлиять их недоразвитие. Л.А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук сказал однажды: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит быть готовым всему этому научиться». Я абсолютно согласна с Л.А. Венгером и хочу для родителей подробно рассказать, что же значит быть готовым учиться (уметь учиться). В каком-то смысле психологическая готовность к школе это и есть умение учиться. Такая готовность включает в себя следующие компоненты: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: -общая интеллектуальная готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8-10 простых картинок из 10, 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь (смотрите информацию выше), воображение; -развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах); -развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ: -мотивация (сформированный познавательный интерес к учебе); -самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу). -эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей); -внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идет учиться, а не играть). ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ: -произвольность поведения, саморегуляция (ребенок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе – интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться); -произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.); -целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ: -умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице); -умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться); -умение слушать собеседника; -умение выражать свои мысли и свою точку зрения. Если психологически ребенок не готов к школе, то шансы на успешное и легкое обучение значительно снижаются. КОМУ НЕОБХОДИМЫ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ: Сейчас в школах существуют подготовительные группы, где специалисты подготовят вашего ребенка к школе. Однако занятия по подготовке к школе необходимы, если: -ребенок не ходил в детский сад; -Вы замечаете и у Вас есть предположения, что у ребенка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удается уделить внимание каждому ребенку); -ваш ребенок прошел диагностику готовности к школе и выяснялось, что ребенку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе; -ваш ребенок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.); -у ребенка недостаточно развитая речь; -у ребенка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками); -у ребенка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели); -ребенок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться), -ребенок перенес травмы или операции на головном мозге, -имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.
Я постаралась осветить и структурировать для родителей основные составляющие готовности ребенка к школе. Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит потрудиться и к чему стремиться. Хочется обратить внимание на то, что ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за ГОД ДО ШКОЛЫ, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе, у Вас и ребенка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребенка и успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по подготовке ребёнка к школе
Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. В данной консультации акцент делается на такие важные показатели как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и э...
Консультация "Готов ли ребёнок к школе?"
В консультации раскрываются аспекты готовности ребёнка к школьному обучению, а также проблемы с которыми может столкнуться ребёнок с речевыми нарушениями при обучении чтению и письму....
Консультация "Готов ли ребёнок к школе"
Дать родителям информацию о физической, психологической, социально-коммуникативной готовности к школе...
Консультация "Готов ли ребёнок к школе 2"
Тест на психологическую и социальную готовность ребёнка к школеТест на уровень развития познавательной деятельностиТест "Кругозор"Тест для родителей ...
Консультация " Как подготовить ребёнка к школе"
Уважаемые родители! Развитое внимание -залог успешного обучения в школе. Детские психологи различают основные свойства внимания:...
Консультация "Как подготовить ребёнка к школе"
Консультация "Как поготовить ребёнка к школе"...
Консультация. "Психологическая готовность ребёнка к школе"
Психологическая помощь при подготовке ребёнка к школе....