Как помочь ребёнку заговорить?
консультация
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку заговорить?
Этот вопрос волнует многих родителей, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.
«Начнём с вас»
Даже если вы молчаливы от природы – всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
«Встреча взглядов»
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
«Говорите чётко»
Говорите чётко, внятно проговаривая каждую фразу, каждое слово. Дети очень чувствительны к интонации: поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
«То же, по-разному»
Повторяйте много раз одно и то же слово или фразу, но меняя порядок слов (Папа пришёл. – Пришёл наш папа. Мячик упал. – Упал мячик.) Это позволяет ребёнку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
«Не переусердствуйте»
Не употребляйте слишком длинных фраз, не предъявляйте ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
«Очень важно: хорошее настроение»
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной обстановке. Психологи отмечают: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
«Все чувства – в союзе с речью»
Важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать разными способами. Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, чётко, выразительно.
«В основе речи – стремление к общению»
Как бы несовершенно ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его стремление вступить с вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
«Уважайте его попытки говорить»
В те моменты, когда ребёнок говорить, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и дайте возможность ему слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
«Учите в игре»
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау – ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
«Не предупреждайте его желаний»
Нередко родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения, чего не стоит делать.
«Расширяйте словарь малыша»
Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный может быть совсем ещё мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, предметы быта и т. п.), имена существ и вещей на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребёнка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у себя, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д.
«Читайте, читайте, читайте…»
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит это стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
«Пальцы помогают речи»
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – всё это поможет речи; а в будущем и письму.
«Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны»
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы – он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим. Но не сильно фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
«Только вы!»
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя....
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как помочь ребёнку быть вежливым?как научить ребёнка не перебивать взрослых?)
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.М. Монтегю«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику реб...
Как помочь ребёнку пережить горе: рекомендации родителям ребёнка
Жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, несчастных случаев, катастроф, а...
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...
Консультация для родителей "Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе".
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе....