Статья "Связная речь детей"
статья (старшая группа)

Сидорова Раиса Викторовна

Консультация для родителей "Связная речь детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svyaznaya_rech.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

H:\Папка эфф 5\Фото\1414871228_konsultaciya-dlya-roditeley-razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey.jpg

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников»

Дошкольный возраст – это период потребности детей в приобретении информации. Для реализации данной потребности необходима организация общения для приобретения коммуникативных и речевых умений.

Главная цель речевого воспитания – творческое освоение нормы и правила родного языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Одна из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной монологической речью. Решение данной задачи зависит от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

К основным свойствам монологической речи относятся:

-односторонний характер высказывания,

-произвольность,

-обусловленность содержания ориентацией на слушателя,

-ограниченное употребление невербальных средств передачи информации,

 -развернутость,

-логическая последовательность изложения.

Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связей между предложениями и частями текста.

Овладение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Развитие связной речи у детей

Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не запомнил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи.

Чтобы ваш ребенок научился правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, необходимо развивать речевую активность, а также использовать творческие игры. Для этого мы предлагаем вам следующие этапы работы (с использованием творческих игр):

I подготовительный - как ребенок рассказывает о событиях произошедших с ним («бюро путешествий»«вспомни случай»«лучший друг»)

II использование ребенком сложных предложений, развернутых фраз («мой репортаж»«измени песню», рассказы по картинкам»)

III закрепление («всегда под рукой»«говорим по-разному»«семейное ток-шоу»)

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Очень охотно дети передают то, что им действительно интересно. Ниже представлены примеры творческих заданий, которые могут быть использованы вами.

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по

дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения.

Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

       Итак, подведем итоги. Каждый ребенок должен уметь грамотно, правильно, связно общаться. Это поможет ему преодолевать застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. Поэтому необходимо

• В первую очередь, как можно чаще общайтесь с ребенком. Разговаривайте с ребенком о том, что он видит вокруг, дома, на улице;

• Во вторых, когда вы с ребенком рассматриваете предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы (Какой он? Для чего нужен? Из чего сделан) •        -В третьих, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Терпения вам и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...