Сатья "Инженерное мышление"
статья

Степанова Юлия Александровна

Статья "Инженрное мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova.odt39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Высокотехнологическое общество - это одна из характеристик нашего времени. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций а, наоборот, с каждой минутой стремительно развивается. Дети-дошкольники стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому, но у них могут быть лишь предпосылки и задача педагогов развивать эти предпосылки формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы. 

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.

Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

  • Инженерным мышлением обладает не каждый человек.
  • Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
  • Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи.
  • Создание предпосылок для развития различных видов в мышления.
  • Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.
  • Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста.
  • Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.
  • Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.
  • Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.
  • Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  • Построение образовательной деятельности с учетом принципов гумманизации и научности, системно – деятельностного подхода.
  • Достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.

Формировать предпосылки для развития инженерного мышления можно начинать с младшей группы. Этот этап развития ребенка можно назвать «Ребёнок-исследователь». Дети исследуют предметы,постройки,формируется восприятие формы, размеров , пространства. В этом возрасте необходимо учить конструированию  из разных видов конструктора по лексическим темам. Очень важна работа по опытно-эксперементальной деятельности. Она помогает ребёнку познать тайны окружающего мира,расширяет круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» Учим фиксировать результат   для формирования в дальнейшем    умения читать и создавать карточки-символы, мнемотаблицы, схемы. В формировании интеллектуального развития дошкольников главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы -Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера работая с данным материалом дети учатся «Конструирование по наложению», «Конструирование по подражанию», "Конструирование по образцу», «Конструирование по схеме»  -это способствует  развитию творческих способностей, воображения, фантазии,способности к моделированию и конструированию; умению читать карточки символы.

Таким образом мы реализовали следующие задачи : ребенок умеет анализировать  постройки: выделять основные части и

соотносить их по величине и форме, умеет различать, называть и использовать основные строительные детали, владеет  приемами  крепления деталей конструктора, видет образ и соотносит его с формами конструктора, самостоятельно сооружать постройки из разного строительного материала, создает конструктивные образы в процессе, умеет экспериментировать с различными материалами (использование природного и бросового материала -это  фундамент развития конструкторской деятельности у детей.

К старшему возрасту  дети переходят с определённым багажом знаний. Этот этап можно назвать «Ребёнок-конструктор».

Задача этого этапа научить  ставить цель, находить средства достижения, определять последовательность действий(этапы)---вносить изменения.

Конструирование уже является отдельной деятельностью. (Обыгрывание постройки ребенком – это не что иное, как возможность проверить качество постройки, ее функциональность). Усложняется конструирование по условиям : детям задается ряд задач, которые они должны учитывать, создавая постройку. Например: «Построй надземный пешеходный переход,чтобы по нему могли ходить люди, а под ним разъехаться две машины.

Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют с разным строительным,бросовым и природным материалом. Поэтому большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии. А разнообразию замыслов в строительных играх способствует : использование интерактивной доски,виртуальные экскурсии,целевые прогулки ,чтение худ.литературы, рассматривание книг и иллюстраций по теме.

Таким образом знакомство  с различными направлениями технического творчества происходит через изучение процесса : «Почему самолёт летает? Почему корабль  не тонет». Тем самым формируется умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни. В процессе работы на данном этапе отмечается содержательность и техническое   разнообразие конструирования.

Почувствовать себя гением инженерной мысли помогают конструкторы «Оживающие шестерёнки» ,где конструкция создаётся на специальной платформе,а шестерёнки с рукояткой приводят продукт детского творчества в движение, «Болтовой конструктор». На данном этапе  уделяется особое внимание совместному конструированию, которое предполагает  общую деятельность,умение планировать, договариваться, добиваться общей цели.

Вторая составляющая этой ступени: развитие логического мышления: «Танграм» ,Колумбово яйцо». «Счётные палочки». В познавательно-исследовательской деятельности ,как и в предыдущих видах-расширяем представления детей об объектах.

Подготовительная группа - «Ребёнок-изобретатель». В основе данного этапа лежит свобода детского выбора. Именно она позволяет развива ть у детей, активность самостоятельность. Дети,поднимаются  на данную ступень,умеющими  уверенно работать по  схемах, конструировать  по условию.Проявляют интерес к строительству  более сложных построек из мелких деталей LEGO -конструктора,ориентируясь на пошаговую схему. Легко видоизменяет по-стройки по ситуации. Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т. п., использует созданные конструкции в играх. Cоздают  из LEGO  игры-лабиринты. С помощью LEGO создают часы для изучения времени. На этом этапе происходит формирование навыков инженерного мышления-создают схемы постройки.

Продолжаем уделять внимание   коллективному творчеству детей, постановке цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений. В процессе такой деятельности происходит

распределение ролей; конструирование ; обыгрывание.

На примере темы «Детский сад мечты »   ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он превращается в изобретателя — придумывает постройку, инженера — создаёт схему (рисунок) будущей постройки, строителя — создаёт постройку .Выбор за использованием средств остаётся за ребёнком.

Интеллект-карты. Развитию творческих и интеллектуальных способностей , мышления, памяти  способствует  конструирование интеллект-карты – необычный игровой вид деятельности, эффективный и универсальный способ работы с информацией, составлять 3D интеллект-карты можно по самым разным темам. Сконструированная интеллект-карта - это технология отображения информации в 3D формате. Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и 3 D образов, созданных из конструктора. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника объемного представления информации. В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие или герой.  Определяется тема ( сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»). Построение из 3 D образов. Реконструкция (финал).

Процесс организованной деятельности не будет скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, используя объемные обозначения. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям. Проводятся различные квесты – путешествие к определенной цели через преодоление трудностей.

Такая деятельность более интересна и запоминаема, ведь она связана с преодолением определенных трудностей,требующих умения решать задачи, конструировать,логически размышлять,отгадывать ребусы,делать выводы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...