«Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского
презентация
«Детский альбом» П. И. Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского
«Детский альбом» П. И. Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2Msn7yWvR2aBfg
Подписи к слайдам:
1.Презентация «Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П.И.Чайковского.
ГБДОУ Детский сад № 103 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербург.
2. Особенность классической музыки - в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное влияние на его эмоциональное и физическое состояние. «Детский альбом» П.И. Чайковский написал специально для детей - это чудесная страна, ожившая в музыкальных образах. «Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
3.В Третьяковской галерее есть портрет П.И.Чайковского работы русского художника Николая Кузнецова (1893), запечатлевшего черты пятидесятилетнего композитора. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо.
4. П.И. Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, в большой и дружной семье. Чайковский унаследовал некоторые черты характера своих родителей: мягкость, обаятельность отца и глубину чувств матери. Музыкальность в Пете Чайковском проявилась довольно рано. В восемь лет он хорошо играл и импровизировал на рояле.
Картина «Дуэт» частное собрание.
5.Главная черта Чайковского-ребенка - его способность к сильным, глубоким чувствам, необыкновенная чуткость. Отсюда и чувствительность ко всяким проявлениям черствости, душевной грубости, беззащитность, застенчивость. Отсюда же и исключительная потребность в любви и привязанности близких людей, доброта, нежность и отзывчивость по отношению к нем - качества, которые сохранились в нем на всю жизнь.
6.Чайковский на протяжении жизни часто приезжал к родной сестре Александре Ильиничне в село Каменка под Киевом, где она жила со своим мужем и детьми. Он умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал, много времени уделял детям своей сестры. Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику Володе Давыдову.
7. Композитор в 24 пьесах «Детского альбома» через музыкальные образы передал мир ребенка - воспоминания собственного детства, поведал о своих путешествиях по разным странам.
С чего начинался день маленького Петра Чайковского? - С утренней молитвы.
Светлая, возвышенная мелодия пьесы «Утренняя молитва» передает удивительным образом состояние ребенка, который желает своим близким и всему миру доброго дня.
8. За окном морозно и не очень уютно. Но рядом любимая мамочка, которая успокоит и приласкает. О чем и повествуется в пьесе «Зимнее утро» средствами музыкальной выразительности: сначала музыка звучит встревожено, а немного позже - просветленно.
Мама!
глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
(А.Фет)
9. В 10 лет Чайковскому пришлось расстаться на 2 года с горячо любимой мамой, так как родители отправили его в Петербург учиться в Училище правоведения.
Пьеса «Мама» насыщена душевными переживаниями, которые можно описать словами самого Пети из его же письма: «Но вот уже скоро настанет тот месяц, которого я жду с нетерпением и когда я действительно поцелую Ваши прекрасные ручки; кажется, что тогда я буду как в раю».
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони? —
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала. (А. Барто)
10. Пьеса «Игра в лошадки». Детям семьи Чайковских очень уютно жилось в родительском доме, поэтому они бегали, веселились и, конечно же, играли в любимую игру - скакали на деревянных лошадках.
У пони — длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я.
Я днём бы и ночью
На пони катался,
Я дедушкой стал бы,
А с ним не расстался!
Ю. Мориц «Любимый пони».
11. Еще одна любимая игра мальчиков – отправить на парад деревянных солдатиков. Четкий ритмический рисунок пьесы « Марш деревянных солдатиков» передает точно механическое движение игрушечного войска.
Ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Песню деревянную поём.
Ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Командир ведёт нас на парад.
12. В пьесе «Болезнь куклы» переданы переживания маленькой девочки, которая очень серьезно относится к своей любимой кукле. За жалобными интонациями и паузами слышны «вздохи» и «стоны» куклы.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В. Берестов)
13. Красивая музыка обладает волшебными свойствами: поднимает настроение и вселяет надежду. Поэтому всем куклам и всем девочкам обязательно надо отправиться на бал, где можно с прекрасным принцем закружиться в великолепном вальсе, станцевать мазурку и польку.
14. Мазурка — это польский народный танец. В «Детском альбоме» мазурка по характеру спокойная и мечтательная.
15. Полька – веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька из «Детского альбома» звучит весело и задорно.
16. Музыка в пьесе «Новая кукла» точно передает чувство радости девочки от новой игрушки.
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день ее проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
(Е. Раннева)
17. Три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит. Чайковский писал: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь».
«Русская песня» - образная сценка из народной жизни.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
18. «Мужик на гармонике играет» - веселая юмористическая пьеса.
Разверну гармонь двухрядку,
Брызнет звонкий перебор.
Заиграло солнце в прятки,
Убежав за косогор.
19. «Камаринская» - плясовая песня с вариациями.
Эй,сюда,ребята,
В круг все - становись,
В русском танце дружно
Вихрем понеслись!
В заводном,весёлом,
Танце озорном,
Пусть глаза лучатся,
Светятся огнём.
В танце расцветает
Русская душа,
До чего же пляска
Эта хороша! (В.Цыганова)
20. Закончился день, перед сном обязательно хочется послушать бабушкину сказку о сказочных героях, например про «Бабу Ягу». Музыка звучит резко и стремительно.
Баба Яга в лесу живет,
Соседям спуску не дает.
Со всеми она ссорится,
Почти ни с кем не водится.
21. Но Баба Яга улетела, усталость сковывает движения, все страхи оказываются позади и приятные воспоминания сменяют друг друга. «Сладкая греза» окутывает все вокруг и дает волю фантазии.
А недавно мне приснился
Добрый и волшебный сон.
Как же тут не удивиться?
Ведь сегодня сбылся он!
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
( Е.Крассула)
22. В фантазиях детей воспоминание рисует, из услышанных ранее рассказов, картины солнечного Неаполя. Начинает звучать, очаровывая и восхищая, темпераментная и озорная, задорная и стремительная «Итальянская песенка».
Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Здесь улыбается
Нам свод небесный.
Прочь все заботы,
прочь все печали,
О мой Неаполь,
чудные дали.
23. Старинная французская песенка» отправляет наше воображение в средневековую Францию, чтобы послушать грустную и задумчивую мелодии средневекового поэта и певца - менестреля.
24. Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык, музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »
ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...
Конспект досуга "Классическая музыка детям" по пьесам из "Детского альбома" П. И. Чайковского.
Цель данного досуга - создание благоприятной атмосферы для знакомства детей с музыкой П. И. Чайковского. Во время путешествия по осеннему лесу в сопровождении Феи Музыки, дети ознакамливаются с произв...
Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...
Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края
Презентация по теме духовно нравственного воспитания дошкольников "Воронежские казаки" Музыкально-тематическое занятие....
Приобщение к классической музыке как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Приобщение к классической музыке как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...
Презентация на тему: «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста »
Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ детский сад №10 города Алушты Иванюк С.А....
«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»
На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и сегодня: как воспитать ребенка?...