Математика - это весело.
консультация (старшая группа)

Ковбота Надежда Николаевна

Как научить ребёнка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить мир познания математики? Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_-_eto_veselo.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. На протяжении дошкольного возраста ребёнок делает один шаг за другим на пути становления личности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры формируют у детей: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Занимательный материал можно использовать как в ОД, так и в кружковой работе, а также при организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. Игры подобраны с учётом принципов последовательности и систематичности (от простого к сложному), возрастных и индивидуальных особенностей, позволяют развивать партнёрство, самостоятельность.

На первом этапе особая роль в организации и познавательной деятельности отводится взрослому. Подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. Дети очень быстро проявляют самостоятельность в играх. Для повышения интереса к играм математического содержания использую игровые ситуации. Наш любознательный персонаж – Незнайка. Занимательный материал не только развлекает детей, но и побуждает их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они с удовольствием решают логические задачи: например, Дети в лесу собирали ягоды. У мальчиков были большие синие вёдра без дна. А у девочек маленькие, жёлтые. Кто больше соберёт ягод? (девочки) Выстраивают логические концовки: Если брат старше сестры, то сестра … (моложе сестра). Отвечают на занимательные вопросы: На столе лежало 4 апельсина. Один разрезали пополам и положили на стол. Сколько апельсинов на столе? (4).

В ходе игр-занятий со счётными палочками с целью развития воображения, пространственного мышления предлагаю детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Например, из 7 палочек сделать настольную лампу, затем переложить 2 палочки, чтобы получить 3 равных треугольника. Палочки Дж. Кюизенера дают возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным, обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. Дети усваивают взаимосвязь между цветом палочки и числом ей соответствующим: белые – 1, розовые – 2 и т.д. сортируют палочки по цвету, размеру, сооружают из них постройки, различные изображения на плоскости. В игровом упражнении «Подбери цифру» дети учатся соотносить количество предметов с цифрой. Развивая умение изображать цифры разными способами, предлагаю игровое упражнение «Конструирование цифр», счетные палочки Кюизенера.

При знакомстве с играми-головоломками сначала предложила более простую игру «Танграм». Дети выяснили, что в игре: 5 треугольников (2 – больших, 1 – средний, 2 – маленьких), 1 квадрат, 1 ромб. Готовые фигурки: ёлочку, лису, вазу дети обводили и раскрашивали в тетрадях. Вместе с детьми мы изготовили силуэты игры «Танграм»: лису, ёлку. Совместно придумали сказку – у нас получился театр. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, смекалок, головоломок. 

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Овладение дошкольником навыками счёта и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Игры с геометрическими фигурами.

Игра «Чудесный мешочек»

Эта игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов,

упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее.

Игра «Найди такой же»

Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре

различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра «Кто больше увидит?»

 На магнитной доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на доске. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно.

Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

Игра «Посмотри вокруг»

Помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.

Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика»

Игра для закрепления у детей знаний о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Игра «Найди свой домик».

Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры, можно геометрическую фигуру заменить на предмет.

Игры с цифрами и числами

Игра «Путаница»

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Игра «Какой цифры не стало?»

В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра «Убираем цифры»

Этой игрой можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру, которая определяет «Сколько ушей у двух мышей» и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»

Способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра помогает упражнять детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько-то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Игра «Сколько»

Игра, так же как предыдущая направлена на упражнение счёта. На доске

Игра «Которой игрушки не стало?».

 Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игра «Кто первый назовет?».

Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

Игры на ориентировку во времени

Игра «Живая неделя».

Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит, второй ребенок и говорит: «Я – вторник Какой день, следующий?» Выходит, третий ребенок и говорит: «Я – среда. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа даёт задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например, от вторника до вторника.

Игры «Наш день», «Когда это бывает?».

Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

Игры на ориентировки в пространстве.

Игра «Что изменилось? ».

На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую»

Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине – большой чайник, справа от него – голубая чашка, слева-розовая чашка.

   У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу- квадрат, в левом нижнем углу- прямоугольник, в середине – треугольник.

Игра «Художники»

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, - на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д. В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому так же помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку».

«Ночью, когда в группе никого не было- говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание:

подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

Игра «Путешествие по комнате».

Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Математика — это весело».

Разработка сценария КВНа по математическому развитию для детей старшего возраста...

Сценарий развлечения в старшей группе. КВН «Математика — это весело».

Сценарий развлечения в старшей группе. КВН «Математика — это весело»....

Спортивное развлечение для детей 6-7 лет "Математика - это весело!"

В конце года для детей подготовительной гуппы мы устроили вот такой веселый, спортивный и математический экзамен....

Математика - это весело

Математика-важная составляющая учебного процесса и чтобы им успешно овладевать необходимо приобщаться  к ней с детства....

"Математика - это весело"

Математика в повседневной  жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким вопросам, которые в обычных условиях его не интересуют. В игре ребенок ...