Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации
методическая разработка (младшая группа)

Боьшую роль в жизни ребенка играет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_semi_i_puti_ego_realizatsii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации

Если рассматривать семью как социальный институт и малую группу, можно заметить некоторые изменения в современных представлениях о ней. Эти представления отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и приближаются к образу семьи, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих её личностей. Происходит индивидуализация современной семьи.

Автор общей теории систем Людвиг фон Берталанфи определяет семью как определённую сеть взаимоотношений между всеми членами семьи, а не простую сумму членов этой семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо изучить эту сеть взаимоотношений, а не каждого отдельного члена семьи.

Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемого в рамках и под воздействием социальных институтов (в частности, института семьи) в целях её подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.). Под воспитательной функцией семьи понимается осуществление первичной социализации ребёнка и воспитание детей в семье вплоть до достижения ими социальной зрелости.

При изучении процесса воспитания ребёнка в семье важно учитывать причины и факторы, которые позитивно или негативно влияют на реализацию воспитательной функции. В связи с этим вводится понятие воспитательный потенциал семьи.

Если классифицировать данный комплекс, то получаются следующие компоненты воспитательного потенциала: биологический (наследственное состояние психики индивида); психологический (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, развитость семейного коллектива, эмоционально-психологическая атмосфера, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития); экономический (уровень доходов в семье, бытовые условия, наличие жилья и др.); социальный (принадлежность семьи к определённой этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Наряду с данной классификацией в качестве компонентов воспитательного потенциала также выделяют аксиологический, компетентностный, деятельностный и эмоциональный компоненты. Важно отметить, что именно эмоциональное содержание внутрисемейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Супружеские отношения являются относительно самостоятельным воспитательным фактором, так как активно влияют как непосредственно, так и опосредованно на чувства и ценностные ориентации ребёнка. В семьях с прочными, тёплыми контактами, уважительным отношением к детям — у них активнее формируются более адекватное осознание образа "Я", его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство собственного достоинства, умение постоять за себя. Также ребёнок неосознанно усваивает модель поведения с противоположенным полом и в целом модель поведения в семье, её способы построения и развития межличностных отношений.

Эффективность воспитательного потенциала семьи в русле эмоционального компонента можно увидеть с двух сторон. С одной стороны родительская любовь определяется степенью внимания к ребёнку, заботой о его будущем, что стимулирует его к учебным успехам и достижениям и т.д. С другой — успех, результативность воспитания зависит от установки со стороны детей на родителя, от степени идентификации с ним. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь, внимание и заботу способствует тому, что значительно легче достигаются цели, предписания и требования взрослых, касающиеся ребёнка. Положительные семейные взаимоотношения становятся и теми внутренними запретами и установками, которые предохраняют подростка от недостойных поступков.

Таким образом, эмоциональный компонент воспитательного потенциала, выражающийся во внутрисемейных отношениях, являются сильнейшим специфическим воспитательным фактором. Так, если эмоциональные контакты семьи деструктивны, носят отрицательный характер, то семья утрачивает свои воспитательные возможности и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное воздействие на личность, формирование её духовно-нравственных основ.

Воспитательный потенциал семьи, прежде всего, реализуется путём оказания всесторонней помощи в развитии ребёнка, а именно созданием таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал семьи.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимиз...

"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".

       В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не  в кризисе экономики, не в смене полити...

Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

Наше общество сейчас переживает непростые времена, что сказывается на воспитании детей. Им не хватает внимания, любви, а родителям – знаний, желания понять ребенка, что ведет к различным нарушен...

Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствова...

Консультация для родителей на родительском собрании : «Воспитательный потенциал семьи»

laquo;Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.» А.С.МакаренкоКаждая семь...

Воспитательный потенциал семьи. Организация взаимодействия с родителями при реализации проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста. (2023 г.)

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое  в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно - образовательной деятельности дошк...