Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Абрамова Наталия Сергеевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №34
Красногвардейского района
г.Санкт-Петербурга
Тема: Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Воспитатель должен работать так, чтобы пребывание детей в дошкольном учреждении не наносило ущерба здоровью воспитанников.
Для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо соответствие режима дошкольного учреждения гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различных возрастных групп, достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение организованных занятий, включающих рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок. Важным фактором, определяющим здоровье детей, является питание. В последние годы снизилось потребление детьми ряда мясных и молочных продуктов — основных источников высококачественного белка. Это снижение коснулось и потребления овощей и фруктов, являющихся основными источниками витаминов, микроэлементов, растительных волокон. Недостаток полноценного белка, витаминов и микроэлементов в пищевом рационе в первую очередь отражается на иммунитете детей, снижая защитные силы организма. В условиях отдельных регионов России имеется дефицит микроэлементов, в частности, фтора, что формирует высокий риск заболеваемости кариесом у детей с самого раннего возраста.
Забота о повышении качества образования выражается в обновлении его содержания, попытке отойти от традиционной системы воспитания и поиске новых форм учебного процесса. При этом необходимо учитывать, что не все инновационные процессы и технологии, используемые в работе со здоровыми дошкольниками, могут быть использованы в коррекционной педагогике и однозначно определены как эффективные и безопасные для здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей.
Вариативность дошкольного и школьного обучения, его интенсификация и увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок, расширение спектра дополнительных образовательных услуг в условиях ДОУ нередко приводят к неадекватным нагрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья.
В результате научных исследований получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и характера ухудшения здоровья детей от объема и интенсивности учебных нагрузок, своеобразия отношений «педагог — ребенок», а также от различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Во многих образовательных учреждениях издержки организации учебного процесса усугубляются неудовлетворительным состоянием материально-технической базы.
Исследование организации здоровьесберегающей деятельности, осуществляемое с позиций общей теории систем, позволило выделить зоны, потенциально являющиеся факторами риска для здоровья ребенка:
• дискомфортность предметной среды, которая определяется санитарно-техническим состоянием материальной базы детского сада, организацией питания, наличием и оснащением медицинского кабинета и дополнительных оздоровительных комплексов, наличием и оборудованием спортивно-оздоровительной и учебно-воспитательной инфраструктуры;
• дезадаптивность коррекционно-развивающей среды, которая характеризуется режимами функционирования, несоответствием средств и форм реализации здоровьесберегающей деятельности;
• конфликтность коммуникативной среды, которую определяет степень фрустрации межличностных отношений всех субъектов коррекционного процесса: педагогов, родителей, детей, и состояние их нервно-психического здоровья.
До сих пор актуален вопрос организации двигательной активности ребенка в режиме дня ДОУ. Насыщенность новых программ образовательной деятельностью не позволяет восполнять требуемый объем движений. Нельзя искусственно снижать двигательную активность ребенка. В некоторых специализированных ДОУ, увлекаясь интеллектуальными программами, относятся к двигательному режиму по остаточному принципу. Выявлена зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью. Информационная перенасыщенность увеличивает энергозатраты на ее усвоение, а механизмы выработки энергии вырабатываются у детей при систематических и регулярных занятиях физической культурой.
Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их физического развития, от условий их жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материалов по другим видам деятельности. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Занятия физической культурой в дошкольном возрасте могут приносить как пользу, так и вред. Возникновение чувства страха, неуверенности, боязливости перед выполнением какого-либо физического упражнения вызывает у детей нервное расстройство При определении возможностей каждого ребенка педагоги должны учитывать биологический и физический возраст, его темперамент и уровень развития сенсорных реакций .
Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Основными критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии .
Наиболее часто используется классификация технологий по доминированию целей и решаемых задач, ведущих форм деятельности здоровьесбережения в ДОУ, в соответствии с которой выделяют следующие виды технологий:
медико-профилактические:
• повышение резистентности организма;
• витаминизация;
• закаливание;
• нормализация сна и питания;
физкультурно-оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка):
• различные виды гимнастик;
• массаж и самомассаж;
• занятия физической культурой;
• подвижные игры;
• корригирующая гимнастика и лечебная физкультура.
Реализация этих технологий осуществляется в основном инструкторами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий воспитатели могут использовать на занятиях, прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за время пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем чаде в дошкольный период жизни, папы и мамы создают необходимые благоприятные условия для развития малыша, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста
Занятие-путешествие, направленное на развитие навыков совместной деятельности, формирование у детей моральных представлений....
Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста
Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....
Программа снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет детям старшего дошкольного возраста снизить проявление агрессивных реакций, снизится количество детей с проявлен...
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но ...
Тема «Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста»
Тема «Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста»...
Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста
Статья расскажет о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ, а также о том, как сохранить здоровье воспитанников ДОУ....
Статья "Факторы и причины снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста"
Здоровье — один из важных компонентов человеческого счастья!...