Консультация: « В игре готовимся к школе»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«В игре готовимся к школе».
Уважаемые родители! Поступление в школу - очень важный, ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни ребенка. У дошкольников меняется жизнь, наполненная множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, ладить с детьми в классе и т.д.
Самостоятельно ребёнку сложно перейти на новый для него уровень и темп жизни. И поэтому нам, взрослым, необходимо ему помогать перед поступлением в школу.
Ребёнок к началу обучения в школе должен быть психологически подготовлен.
Первое, что у него должно сформироваться, это желание идти в школу.
Во-вторых, он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого (в будущем – учителя), уметь контролировать своё поведение.
В-третьих, он должен быть выносливым, чтобы выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня, у него должна быть хорошая самооценка и адекватный уровень притязаний.
И, конечно же, у него должно быть соответствующее возрасту умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными ЗУН. Если все эти показатели будут соответствовать норме, то ребёнку будет легче адаптироваться к новым школьным условиям, новому коллективу как сверстников, так и взрослых и потихоньку успешно перейти от игровой деятельности к учебной деятельности.
Подготавливать к этому моменту детей мы с вами должны уже сейчас. Я предлагаю Вашему вниманию, картотеку игр «В игре готовимся к школе»
Упражнения и игры, которые помогут наиболее полно развить у дошкольника память, мышление, внимание, так необходимые для обучения в школе.
Игра «Кто спрятался?»
Цель: развитие образной памяти, внимания, наблюдательности.
Ребенку предлагают рассмотреть, желательно запомнить, определенное количество (от 6 до 10) картинок, игрушек или каких-либо предметов. Просят малыша закрыть глаза. В это время взрослый забирает один предмет. Задача ребенка назвать то, что исчезло. Когда ребенок усвоит игру, можно усложнять задачу: прятать по несколько игрушек, менять их местами.
Игра «Сравни и покажи»
Цель: развитие логического мышления, восприятия величины, формы и цвета предмета.
Ребенку предлагают рассмотреть два предмета и назвать схожие и отличительные признаки. С помощью данной игры ребенок лучше усвоит такие понятия, как короче-длиннее; ниже-выше; больше-меньше; шире-узкий и др.
Игра «Кто лишний?»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Ребенку показывают рисунок, на котором изображены три предмета одной группы, а один другой. Задача малыша найти лишний предмет. Объяснить к какой группе относятся предметы.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти и мышления.
Ребенку предлагают рассмотреть два рисунка и найти чем эти рисунки отличаются друг от друга.
Игра «Умелые ручки и уверенные пальчики»
Цель: развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Ребенку предлагают выполнить различные манипуляции руками:
- Нанизывание бисера, бусинок или макарон на шнурок.
- Составление различных узоров из мозаики.
- Вырезание фигуры из бумаги по контуру (плавно, не отрывая ножницы от бумаги).
- Лепка из пластилина, глины или любого теста.
- Пришивание пуговиц (дошкольники очень любят такое занятие, оно придает им ощущение взрослости и значимости).
- Раскраска рисунков и штриховки.
- Изображение графических образцов: геометрических фигур и узоров различной сложности.
Игры, которые можно играть с ребенком в любое свободное время, в пути и на прогулке.
Игра «Я положил в мешок»
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. (можно играть в эту игру как вдвоём с ребёнком, по очереди называя слова, так и с группой детей.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
А вот упражнения, для которых потребуются лист бумаги и карандаш:
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Дайте ребёнку лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребёнка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответьте - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик.
Также предлагается родителям провести «Тесты» для ребенка, помогающие выявить знания будущего первоклассника.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления.
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите ребенка объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
-назови свою фамилию, имя, отчество, сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
-как зовут твоих родителей?
-утром ты завтракаешь, а днем...?
-сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
-футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
-что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
-нож, что это? Велосипед, что это? Диван – что это?
-сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
-в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
-береза, дуб, осина - это...?
-каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у кошки - …
-огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.
Упражнение «Шалуны»
Цель: развитие произвольной регуляции. Описание задания: Родитель по сигналу (колокольчик или хлопок в ладоши и т. д.) предлагает ребенку пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу родителя все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение «Раскрась фигуры»
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Упражнение «Копирование образца»
Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке. Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.
Упражнение «Зачеркни фигуры».
Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.
Упражнение ««Да» и «Нет» не говорить»
Цель: Развитие умения действовать по правилам.
Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты должен мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить: «Да» и «Нет»».
Примерные вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.
Заключение
Все предложенные игры и упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства - это период игровой деятельности.
Ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия.
В игре ребенок лучше запоминает, сосредоточивается и осознает. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В игре готовимся к школе"
Консультация для родителей "В игре готовимся к школе"...
Консультация для родителей «В игре готовимся к школе».
Консультация для родителей «В игре готовимся к школе»....
Консультация для родителей: "Готовимся к школе: Дидактические игры по Математике, рекомендуемые для проведения их дома"
Консультация по ФЭМП...
Консультация для родителей "Готовимся к школе в игре"
Материал предназначен для родителей и воспитателей старших дошкольников....
Консультация для родителей «В игре готовимся к школе».
Консультация для родителей «В игре готовимся к школе»....
Консультация для родителей «Играя, готовим к школе»
В консультации представлены игры на определение первого и последнего звука в слове, на различение гласных и согласных звуков в слове, на развитие умения делить слова на слоги, на умение различать...
Консультация для родителей "Готовимся к школе в игре"
Материал может быть полезным для воспитателей подготовительной группы...