Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
консультация (младшая группа)

Четвергова Елена

В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

 

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

      В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

      Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

      Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

      Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

       Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним  в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

     Я считаю, что в каждом ребенке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.  Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

     Несомненно, воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы,  заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

     Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

      Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

      Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

        Сознавая все это, педагоги нашего ДОУ организуют театрализованную деятельность своих воспитанников. Задачи этой работы, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот  будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

      Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

        Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

·         "Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,

·         «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова. 

·         «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

     Я в своей работе использую  различные театрализованные развивающие  игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

   Театрализованные развивающие игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?

    Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст  произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

    По-моему, полноценное участие детей в игре  требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

     В процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений, у них развивается сообразительность и находчивость, расширяется кругозор.

     Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор? Что-то раскрашивать или вырезать детям не в новинку, а вот сплести украшения из бисера для Золушки и придворных дам – дело новое, интересное, увлекательное. Бисероплетение станет для малышей еще одной ступенькой на пути приобретения ими новых знаний.

    Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.

    Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».

    Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность дома».

Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе т...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности"

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов ...

Мастер-класс для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Мастер-класс для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формирует основу его ...