Эссе субкультура современного дошкольника
методическая разработка
Эссе на тему «Субкультура современного дошкольника»
1. Введение.
Детский мир, как и всякая человеческая общность, имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколения детей. Приставка «суб» означает её подчинённое положение, поскольку детская культура является одной из составляющих большой культурной системы, где доминируют взрослые. Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в её отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов.
2. Особенности детской субкультуры.
Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок. Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты - всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».
3. Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры.
Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение, здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.
Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В. Осориной детский фольклор - это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании игровой и коммуникативной деятельности». Детское философствование, образует особую составляющую субкультуры детства. «Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей. Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом. В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению со взрослым.
Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь. Религиозные представления и духовная жизнь детей- ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще всего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним. В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). В более старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света.
4. Заключение
В результате моей работы я пришла к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.
2. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.
3. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
4. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. В.А.Сластёнина. - М.И «Академия», 2000.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_subkultura_dosh-ka.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Субкультура современного дошкольника»
1. Введение.
Детский мир, как и всякая человеческая общность, имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколения детей. Приставка «суб» означает её подчинённое положение, поскольку детская культура является одной из составляющих большой культурной системы, где доминируют взрослые. Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в её отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов.
2. Особенности детской субкультуры.
Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок. Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты - всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».
3. Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры.
Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение, здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.
Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В. Осориной детский фольклор - это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании игровой и коммуникативной деятельности». Детское философствование, образует особую составляющую субкультуры детства. «Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей. Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом. В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению со взрослым.
Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь. Религиозные представления и духовная жизнь детей- ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще всего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним. В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). В более старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света.
4. Заключение
В результате моей работы я пришла к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.
2. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.
3. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
4. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. В.А.Сластёнина. - М.И «Академия», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе «Я - современный педагог»
Перед всеми нами, после окончания школы становится выбор «Кем я стану?», «Как мне найти свое место в жизни?». И, по-моему, это самый важный выбор, который мы совершаем. И именно от этого выбора склады...
Эссе на тему: «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века? Какие сложности характерны для сегодняшних дошколят? Можно ли современных дошкольников научить дружить и сотрудничать? Какие проблемы испытывают современные родител
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....
Эссе "Я современный педагог"
Мои размышления о педагогической профессии...
Эссе. «Герой современного детского кино. Пеппи длинный чулок»
Кино о детях обычно имеет конкретный адресат – ребёнка, но, вместе с тем, оно ориентировано и на взрослого зрителя. Поэтому мне ка...
Статья на тему "Формирование субкультуры старших дошкольников"
Данная статья будет интересна работникам дошкольного образования, которые интересуются вопросами социокультурного становления личности дошкольников....
Эссе на тему "Современный дошкольник, кто он?"
Данный материал - мысли и рассуждения о том, каким дошкольник был ранее и каким стал сейчас....
Эссе на тему: «Современный дошкольник, какой он?».
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, содержание игр и игровые интересы изменились, но на ряду с сюжетно-ролевыми играм...