Правила общения в семье
консультация
Предварительный просмотр:
«Общение детей и родителей в семье»
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.
При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях:
- «Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.
- «Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.
- «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.
- «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
- «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» - часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.
Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.
Правила общения с ребёнком
1.Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2.Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
3.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
4.Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
5.Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
6.Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
7.Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
8.Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
9.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
10.Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей: " Правила общения в семье"
1. Начинайте утро с улыбки.2. Не думайте о ребёнке с тревогой.3. Умейте " читать" ребёнка.4. Не сравнивайте детей друг с другом.5. Хвалите часто и от души.6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущност...
Памятка родителю "Правила общения в семье".
Полезная информация для родителей....
выступление на родительском собрании "Правила общения в семье"
Материал ( выступление и презентация) может быть полезен педагогам при проведении родительских собраний, клубов для родителей в детском саду....
"Правила общения в семье"
Памятка родителю...
Правила общения в семье.
Памятка для родителей...
Памятка родителю "Правила общения в семье"
Памятка для родителей: "Правила общения в семье"...