Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она сможет проявиться. Действительно, если патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается надо воспитывать у ребенка в первую очередь любовь к самому близкому: к родному дому, семье, ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дети прежде должны осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители все меньше уделяют внимания детям и их воспитанию.
В современном темпе жизни они зачастую не успевают оказать внимания своим детям, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на детско – родительских отношениях, утрачивается ценность семьи. Дети недостаточно осведомлены о членах своей семьи, семейных традициях.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть
внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, надо с первых лет жизни. Ребенок должен знать и понимать, что иметь свой дом и свою семью большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительнице очага.
Сочувствие, привязанность, ответственность, трудолюбие, прежде всего, проявляются в отношении с близкими, с кем встречается ребенок в детском саду, на улице. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть.
Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами. Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд в общее дело.
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» ( мой дом, моя улица, мой двор). Очень полезна информация детям об их улице (ее название, что на ней расположено, какой проходит транспорт и т.д.)
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы,
происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Воспитание патриотизма у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны.