консультация для родителей "Сказка в экологическом воспитании "
консультация (старшая группа)
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она универсальный учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_skazki_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая сказка, как средство экологического воспитания дошкольников»
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она универсальный учитель.
Развить фантазию ребенка, сделать учебу привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. Выразительное чтение сказок оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. Поэтому важно, чтобы ребята имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Выделить в тексте эпизоды, связанные с экологией, и составьте к ним вопросы для обсуждения. Многие экологические понятия помогут объяснить такие авторы, как Заходер, Бианки, Павлова, Андерсен, Толстой.. Сказки Бианки и Заходера написаны на основе экологических позиций. Так, сказка «Кит и кот» Заходера дает разнообразие сред обитания и приспособляемости к ним животных. Сказка «Серая звездочка» говорит о необходимости охраны всех животных, независимости от их привлекательности для человека. В дошкольном возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания отношения к природе, умение ей сочувствовать, сопереживать. Можно предложить дошкольникам представить, что они превратились в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе, в той или иной ситуации. О чем бы они могли попросить людей.
Очень эффективно написание писем животным. Ребенок написавший «дорогой ежик», «дорогой червячок», начинает более бережно относиться к миру животных. Дети любят волшебные сказки, что надо учитывать в процессе экологического образования. Например, предложить ребенку познакомиться с «волшебной водой» , поскольку вода в природе бывает самой разнообразной – она бывает ключом из-под земли, течет в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождем, ложится снегом на землю, замерзает сосулькой, значит она умеет превращаться во что – либо, как волшебница! Читая сказки «Дюймовочка», «Золотой ключик», можно найти описание водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). В сказке о вини Пухе есть момент, когда главный герой пытается достать мед из дупла, при этом медвежонок, чтобы его не заметили пчелы, использует голубой и зеленый шарики, под цвет неба и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных. Читая сказки, обратите внимание детей на описание сказочных полей, над которыми летают жареные утки и куропатки, и на молочные реки с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса..
Через сказки дети хорошо усваивают характеристики животных сказок: волк- злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто представления у детей остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно у человека более теплые отношения к корове, дающей молоко,, чем к волку который может напасть на эту корову. А.Э. Успенский сделал обаятельным крокодила Гену, вызвав тем самым у детей доброе отношение к животному, которое, как правило, в русских сказках выполняет ту же роль, что и волк. Таким образом, выбирая сказки для чтения детям, необходимо внимательно вдумываться в их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для экологического воспитания следует отбирать наиболее точные с точки зрения ценности.
Подмечено, что дети младшего возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием обучения помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребенок с удовольствием отвечает на вопросы сказочных героев, объясняет то, чему сам научился.. Главное, что при этом они могут играть роль учителя, а не ученика. Практически для любой темы вам удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания вам могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и, разумеется Вини Пух.
«Сказочные» вопросы
Этот прием можно использовать в играх типа КВН и Брейринг, а также для закрепления материала. «Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.
- В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?
- Какие растения и животные могли бы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чем они отличались от реальных речных жителей? Объясни свою точку зрения.
- Назови сказки, в которых описывается:
- уничтожение по прихоти девушки уникального растения («Аленький цветочек»);
- сбор первоцветов для букета («Двенадцать месяцев»);
- редкий (волшебный) вид птиц с ярким оперением («Конек –горбунек»).
Ситуативные задачи.
Объяснение ситуаций , в условиях которой не хватает информации. Условия для этих задач можно брать из содержания литературных произведений или из реальных событий, произошедших в детском коллективе. Составляется такая задача по формуле: «Кто-то что-то сделал, и получился какой-то результат или следствие.
Например:
- Полюбив, она сделала невозможное (А. Аксаков «Аленький цветочек»)
- Она лишилась дара речи из-за большой любви. Она его очень любила, но не могла быть рядом. Кто-то умер из-за желания стать человеком. (Г.Х.Андерсен «Русалочка»)
- Из-за ее хитрости он остался ни с чем. Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» - русская народная сказка)
- Они ушли, она пришла. Они пришли, ее нашли. ( Л.Н. Толстой «Три медведя»)
- Он умирал, она спасала. («Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка)
- Некто по земле ходил и с природой говорил. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Составление пословиц
на основе причинно-следственных связей, в которых заключается мораль сказки.
Пословицы составляются по трем основным опорам:
- Действие – результат
- Цель – результат
- Характер – результат
Примеры пословиц, заключающих в себе мораль русской народной сказки «Волк и семеро козлят»:
- Кто маленького обижает, за то и отвечает;
- Кто детей одних оставляет, их потеряет;
- Кто находчивость проявляет, своего добивается;
- Кто послушным бывает, не пострадает.
Использование сказок для организации игр.
Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке образно объясняются взаимосвязи в природе.
(Рассказ, любого воспитателя, краткого содержания сказки).
Таким образом, в сказке показана связь человека, коровы, клевера (травы), шмелей (опылителей), мышей (травоядных) и совы (хищника). После чтения сказки и ее обсуждения раздайте детям рисунки с изображением персонажей (сова, шмель, мышь и т.д) и предложите им построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник должен объяснить, почему он находится именно в данном месте, как взаимосвязан со своими соседями. Можно устроить соревнование: какая группа быстрее составит цепочку.
Сказки и театр.
Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. Для этих целей могут быть использованы известные сказки (или их фрагменты) и сказки, придуманные детьми.
При работе с дошкольниками хороший результат дают кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают им вопросы, просят оказать помощь.
(показ кукольного театра)
Сказки и изобразительное искусство.
Дети с большим удовольствием иллюстрируют сказки, воспроизводят сюжет сказки в различных поделках , включая оригами.
На экологических занятиях целесообразно использовать известные произведения художников на сказочные темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"
Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Несколько советов для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе"
Экологическую культуру ребенку необходимо прививать с раннего детства....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание любви к природе"
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! ...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе».
Экологическое воспитание играет большую роль в современном мире- в развитиии ребёнка.Чем больше мы взрослые будем уделять времени этой теме,тем больше наши дети будут знать о природе, любить её и доро...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...