Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
консультация
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacija_dlja_roditele_chitatelskaja_gramotnos.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша. В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. На первом - четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый читает малышу все, что есть в арсенале его памяти. В данном случае малышу важно не содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого. На пятом месяце жизни, когда у ребенка сформировался хватательный рефлекс, надо давать ему в руки предназначенную для данного возраста книгу. Начиная с этого момента в жизнь семьи должна войти детская литература. Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:
|
воспитанию «маленького старичка», впоследствии сложно входящего в детское сообщество, растущего без друзей, не знающего детских забав, трудно ориентирующегося в реальной жизни;
8 основных правил чтения вслух маленьким детям
Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли. Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению. Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста и младенцам.
|
- Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения. А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам. С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух? Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев. Как часто надо читать ребенку вслух? Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну. Как долго надо читать ребенку вслух? Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет. Как долго надо читать ребенку на распев? Приблизительно до трехлетнего возраста.
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных |
произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
В возрасте 4-5лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.
Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена), с творчеством К.
И. Чуковского, С. Я. Маршака и многих других.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица С тобой беседует она, Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться
Советы для родителей.
- Чаще говорите о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит,
стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. В заключение несколько советов для родителей: внимательно относитесь к выбору книг для чтения и организации самого процесса чтения детям. Например: для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...
Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Если хочешь быть богатым,Нужно быть финансово грамотным....
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен для родителей и педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...
Консультация «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экономическое воспитание дошкольников — это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, могут име...