Формируем грамматические категории и активизируем словарь
консультация
консультационный буклет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_formiruem_grammaticheskie_kategorii_.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Играйте с ребенком
не от случая к случаю,
а регулярно,
систематично,
обязательно хвалите его
и повторяйте,
то, о чем
говорили раньше.
Составили:
Учитель-логопед Алалыкина Т.А.
Учитель-логопед Аникина И.А.
Учитель-логопед Байкалова Е.С.
Учитель-логопед Мерзлякова В.М.
Учитель-логопед Смирнова Н.В.
Учитель-логопед Худницкая О.В.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2015 Г.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20»
П А М Я Т К А
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формируем грамматические категории
и активизируем словарь
Учимся вместе с ребёнком согласовывать (дружить) и образовывать (придумывать из старых слов) новые слова. В предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче.
«Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный - огурец, помидор. Осенний - лист, дождь.
«Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.
«Назови ласково»
Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д.
«Назови, какой…»
Образование прилагательных. Сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
«Чего не стало»
Использование существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. (нет вилки (вилок), нет моркови).
«Один и несколько»
Я назову один предмет, а ты несколько «У меня груша. У меня груши. Дома нож. В магазине ножи»
«Один – много»
Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов. «У меня один апельсин» - «А у меня много апельсинов». «У меня только одно яблоко» -«А у меня много яблок».
«Большой - маленький»
Жили-были два гнома. Одного звали Гномик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Гномище, он был толстый и высокий. У каждого из гномов было своё жилище. У Гномика был маленький домик, а у Гномища - большой домище. У Гномика был носик, а у Гномища - носище. У Гномика были пальчики, а у Гномища- пальчища. ( Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище).
«Скажи наоборот»
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению темно, а наоборот – светло, хорошо – плохо, тяжело – легко, можно – нельзя и т.д.
«Чье все это?»
Ребенку показывается картинка с изображением животного ( или живое животное) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом: Чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
«Жадина»
Ребёнок называет слова со словом мой, моя, моё, мои.
«Разные вопросы»
Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: Где растут листья? (На ветке). Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу).
«Кто больше»
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: солнце (какое оно?) - желтое, золотое, яркое, теплое, лучистое, сияющее, южное, весеннее, доброе. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над словарем и грамматическими категориями. Конспект занятия с использованием филимоновской игрушки.
Занятие в младшей группе детского сада....
Работа над словарем и грамматическими категориями
Речь- одна из основных форм психической деятельности,социальная по своему становлению и системная по строению.Рост словаря напрямую соотносится с образованием различныхсвязей между предметом-обр...
Занятие по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”.
Данный материал представляе собой презентацию(из 3 частей), конспект занятия и раздаточный материал по по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”...
Актуальность кружка в том, что дети познают народные традиции, учатся внимательно слушать песенки, потешки, запоминают небольшие и простые по содержанию считалки. Совершенствуется грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь.
Организация работы кружка:Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 20 мин. (средний до...
СРИ "Магазин"Конспект сюжетно–ролевой игры в средней группе «Магазин» Цель: 1. Знакомить детей с деятельностью продавца, кассира. 2.Активизировать словарь словами: продавец, продавец - кассир, деньги, кредитная карта, ценник, покупатель, товар. 3. Формиро
Конспект сюжетно–ролевой игры в средней группе «Магазин»Цель:1. Знакомить детей с деятельностью продавца, кассира.2.Активизировать словарь словами: продавец, продавец - кассир, деньг...
Формируем связную речь и активизируем словарь
коконсультационный буклет...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...