Формируем грамматические категории и активизируем словарь
консультация

Елена Гер

консультационный буклет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_formiruem_grammaticheskie_kategorii_.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то, о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015 Г.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20»

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем грамматические категории

 и активизируем словарь

Учимся вместе с ребёнком согласовывать (дружить) и образовывать (придумывать из старых слов) новые слова. В предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный - огурец, помидор. Осенний  - лист, дождь.

«Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Назови ласково»

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д.

«Назови, какой…»

Образование прилагательных. Сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Чего не стало»

Использование существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. (нет вилки (вилок), нет моркови). 

«Один и несколько»

Я назову один предмет, а ты несколько «У меня груша. У меня груши. Дома нож. В магазине ножи»

«Один – много»

Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов. «У меня один апельсин» - «А у меня много апельсинов».  «У меня только одно яблоко» -«А у меня много яблок».

«Большой - маленький»

Жили-были два гнома. Одного звали Гномик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Гномище, он был толстый и высокий. У каждого из гномов было своё жилище. У Гномика был маленький домик, а у Гномища - большой домище. У Гномика был носик, а у Гномища - носище. У Гномика были пальчики, а у Гномища- пальчища. ( Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище).

«Скажи наоборот»

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению темно, а наоборот – светло, хорошо – плохо, тяжело – легко, можно – нельзя и т.д.

«Чье все это?»

Ребенку показывается картинка с изображением животного ( или живое животное) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом: Чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

«Жадина»

 Ребёнок называет слова со словом  мой, моя, моё, мои.

«Разные вопросы»

Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: Где растут листья? (На ветке). Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу).

«Кто больше»

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: солнце  (какое оно?) - желтое, золотое, яркое, теплое, лучистое, сияющее, южное, весеннее, доброе. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарем и грамматическими категориями

Речь- одна из основных форм психической деятельности,социальная по своему становлению и системная  по строению.Рост словаря напрямую соотносится с образованием различныхсвязей между предметом-обр...

Занятие по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”.

Данный материал представляе собой презентацию(из 3 частей), конспект занятия и раздаточный материал по по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”...

Актуальность кружка в том, что дети познают народные традиции, учатся внимательно слушать песенки, потешки, запоминают небольшие и простые по содержанию считалки. Совершенствуется грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь.

Организация работы кружка:Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 20 мин. (средний до...

СРИ "Магазин"Конспект сюжетно–ролевой игры в средней группе «Магазин» Цель: 1. Знакомить детей с деятельностью продавца, кассира. 2.Активизировать словарь словами: продавец, продавец - кассир, деньги, кредитная карта, ценник, покупатель, товар. 3. Формиро

Конспект сюжетно–ролевой игры в средней группе «Магазин»Цель:1. Знакомить детей с деятельностью продавца, кассира.2.Активизировать словарь словами: продавец, продавец - кассир, деньг...

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...