Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют четыре уровня речевого развития детей в зависимости от степени нарушения речевого развития.
Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. «Сказка - это первые и блестящие попытки народной педагогики» (К.Д. Ушинский). Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
2.Родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Говоря о сказкотерапии или использовании сказки в развитии ребёнка, следует учитывать как педагогическую, так и психологическую составляющую. Она состоит в том, что:
1) сказкотерапия является очень старым психотерапевтическим приемом, использовавшимся нашими предками интуитивно;
2) сказкотерапия является действенным приемом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;
3) сказкотерапия позволяет «проиграть» ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;
4) значительно активизируется речевая активность ребенка, что не может не приниматься во внимание у детей с ОНР;
5) сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей, особенно у детей с речевой патологией.
При обсуждении сказки побуждать детей к разговору- обсуждению. Речь при этом активизируется, происходит диалог- разговор между родителями и детьми. Родитель помогает и корректирует, при необходимости, детскую речь при рассказе.
Подводя итог работы, можно сказать, что использование сказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помогает решить не только вопросы повышения самооценки и регулирования поведения, но и активизации речевого общения, речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют четыре уровня речевого развития детей в зависимости от степени нарушения речевого развития.
Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. «Сказка - это первые и блестящие попытки народной педагогики» (К.Д. Ушинский). Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
2.Родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Говоря о сказкотерапии или использовании сказки в развитии ребёнка, следует учитывать как педагогическую, так и психологическую составляющую. Она состоит в том, что:
1) сказкотерапия является очень старым психотерапевтическим приемом, использовавшимся нашими предками интуитивно;
2) сказкотерапия является действенным приемом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;
3) сказкотерапия позволяет «проиграть» ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;
4) значительно активизируется речевая активность ребенка, что не может не приниматься во внимание у детей с ОНР;
5) сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей, особенно у детей с речевой патологией.
При обсуждении сказки побуждать детей к разговору- обсуждению. Речь при этом активизируется, происходит диалог- разговор между родителями и детьми. Родитель помогает и корректирует, при необходимости, детскую речь при рассказе.
Подводя итог работы, можно сказать, что использование сказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помогает решить не только вопросы повышения самооценки и регулирования поведения, но и активизации речевого общения, речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...
Обобщение опыты "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мнемотехники"
Представлен опыт работы педагога по использованию мнемотехники для детей с ОНР...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...