Консультация для родителей : "Развитие познавательной активности детей в дошкольном возрасте"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Советы родителям, о том, как поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному эксперементированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Развитие познавательной активности детей в дошкольном возрасте»
Ребенок–природный исследователь окружающего мира. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Задача взрослых – поддерживать и развивать познавательную деятельность у детей дошкольного возраста, ведь это особенно актуально на современном этапе. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) ребенок исследует окружающую среду, учится устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В процессе развития детей познавательный интерес выступает как средство обучения ребенка. Это выражается в самостоятельном поиске интересующей информации, в стремлении узнать новое, где, что и как происходит. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?).
Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности.
Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:
• Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.
• Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.
• Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.
• Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.
• Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
• Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
• Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
• Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
• Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....
Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Общие правила для совершенствования методики учебных исследований в детском саду....
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности в младшем дошкольном возрасте»
Игра, являясь ведущим видом детской деятельности, всесторонне влияет на общее развитие ребенка и в том числе на развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»...