Блоки Дьенеша - пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция
консультация
Рекомендации родителям и педагогам, по использованию логических блоков Дьенеша, как эффективного пособия, разработанного венгерским психологом и математиком, для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша - пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция
Пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция - Вы его узнали? Это Блоки Дьенеша. ⠀
Сам Дьенеш был венгерским математиком, психологом и педагогом. Золотое сочетание, не правда ли? Он придумал такой подход, в котором дети через игру обучаются творчеству, математике, логике, развивают память, аналитическое мышление, навыки конструирования, учатся разрабатывать алгоритмы. И всё это, с помощью одного игрового набора, состоящего из 48 «логических» блоков.
На первый взгляд, эти блоки похожи на обычный конструктор, но это ошибочное мнение. Если не полениться и прочитать «методичку», которую обычно прикладывают к набору, то сразу понимаешь, какие безграничные возможности в нём скрыты. ⠀
Все блоки, входящие в набор, отличаются по четырём свойствам: ⠀
- Формой: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- Цветом: красные, жёлтые, синие;
- Размером: большие и маленькие;
- Толщиной: толстые и тонкие. ⠀
Да-да, ни одна из 48 фигур не повторяется!
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:
- формированию у детей представлений о свойствах предметов;
- развитию у детей умения решать познавательные задачи, через развитие мыслительных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование);
- развитию умения кодировать-декодировать, выполнять логические операции с использованием слов «и», «или», «не», «все», «любой»;
- развитию элементарной алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и планировать свои действия;
- развитию умения решать личностные задачи, адекватные возрасту через создание и реализацию замыслов;
- развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности, настойчивости.
Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:
- в подвижных играх, как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
- как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”;
- в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно). Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.
Формы организации работы с логическими блоками:
- Комплексные и интегрированные занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности;
- Игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры);
- Вне занятий, в предметно-развивающей среде (изобразительная деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры);
- Как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности, решая задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
В процессе выполнения разнообразных действий с логическими блоками дошкольники формируются различные мыслительные операции, необходимые, как и в предматематической подготовке, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Хочу заметить, что чем раньше ребёнок знакомится с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам. Далее предлагаются игры с использованием простых алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания типа «как сделать толстое колесо из 2 тонких.
Для систематической работы с дошкольниками одной группы на протяжении всего дошкольного возраста требуется один набор объемных логических блоков и 6-8 наборов плоских логических фигур.
Наряду с логическими блоками также можно использовать карточки, на которых обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) при помощи условных знаков.
Применение таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств геометрических фигур. Эти способности и умения также можно развивать в процессе выполнения различных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И только потом использовать полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее действия с материалом, тем сложнее ребенку сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Логические блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям с логическими блоками, нужно, чтобы ребенок самостоятельно познакомился с ними. Ребенок может использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе выполнения различных действий с блоками дети определят, что они имеют различные свойства. Также не стоит заострять внимание детей на термине "блок". Ведь для ребенка блок, прежде всего, носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми лучше пользоваться словом "фигура".
Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:
- конструирование и моделирование;
- изучение цвета;
- изучение форм;
- изучение свойств;
- сравнение, классификация и обобщение;
- работа с карточками свойств;
- выполнение логических заданий и построение алгоритмов.
Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом! Младшим дошкольникам предлагаются простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).
Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:
- Поиск фигур по 3-4 свойствам ( «Домик», «Построй дорожку» …);
- Введение карточек и кубиков с символами;
- Введение отрицательного свойства;
- Работа с множествами;
- Усложнение алгоритмов.
Использовать игры и упражнения с блоками можно как предлагать на занятиях, так и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять и другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.
Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовке к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы.
На примере одной игровой ситуации покажу, как можно придумать 9 уровней одного и того же упражнения с множеством вариаций.
Пример развития уровней сложности в играх с Блоками Дьенеша
1 уровень. В игре участвуют только 12 блоков (большие, тонкие), следовательно оперируем только 2 свойствами: форма и цвет.
2 уровень. Выбираем для игры 24 блока. Все тонкие. Добавляем маленькие фигуры. В заданиях могут участвовать до трех свойств ( цвет, форма, размер)
3 уровень. Все 48 блоков. 4 свойства.
4 уровень. В игре 12 блоков и знаки символы. 2 свойства, которые обозначаются карточками.
5-6 уровени. В игре 24 блока и знаки символы. 3 свойства, которые обозначаются карточками. В игре 48 блоков и знаки-символы. 4 свойства.
7 уровень. Работаем c 12 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.
8 уровень. Работаем c 24 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.
9 уровень. Работаем c 48 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"
Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...
Комплекс занятий с учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша
Материал для группы младшего возраста, легко, просто и увлекательно....
Дидактическое пособие для развития логического мышления .Блоки Дьенеша.
Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур,различающихся по четырем признакам - форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет даже двух фигур,одинаковых по всем свойствам. Лог...
Рекомендации для педагогов по использованию учебно-игрового пособия Логические блоки Дьенеша
консультация для педагогов с практическим применением....
Консультация для воспитателей "Развивающие пособия: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"
рекомендации воспитателям по использованию пособий блоки Дьенеша и палочки Кюизенера...
Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша для 2-3 лет "Маленькие логики"
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать м...
Использование палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для ознакомления детей с понятием время, ориентировка во времени.
Содержит консультации ипсользования палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для работы с детьми...