Уроки для родителей
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Наглядная информация для родителей детей
подготовительных к школе групп
«Уроки для родителей»
Сырцевой А. В.
педагога-психолога
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
центра развития ребенка-
детского сада №31
Цель: пропаганда знаний эффективного общения с детьми
Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы?
Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей.
Родитель - Командир
Приказы, команды и угрозы - это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения ребенок должен уметь сдерживаться.
Родитель - Моралист
Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.
Родитель - Всезнайка
Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.
Родитель - Судья
Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда неправы.
Родитель - Критикан
Как Судья, Моралист или Всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы — это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.
Родитель - Психолог
С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».
Родитель - Утешитель
Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что «чтобы не случилось, не стоит расстраиваться», — типичные способы их поведения.
Родители, даже если они и играют какую-то из этих ролей, конечно же не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.
Правила эффективного общения
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений. Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: •ребенок убедится, что вы его слышите; •ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; •ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
Правила повышения самооценки
Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.
Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.
Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того, чтобы не разрушить положительную самооценку можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя что, головы на плечах нет?».
Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.
Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.
Что такое «навыки противостояния давлению
сверстников»?
Навыки противостояния давлению сверстников — это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил, приведенных ниже.
Правило 1. Научите своего ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий для разговора момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Вспомните о людях, которых он любит, и спросите, что делает этих людей уникальными индивидуумами. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте к его описанию побольше его хороших черт, которые он сам не назовет.
Правило 2. Обсудите вместе с ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: «друг -это...» и «друг - это не...». Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.
Правило 3. Научите ребенка говорить людям «нет». Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Это хорошие черты в большинстве ситуаций. Однако они не достаточны для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать «нет» давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе.
Правило 4. Используйте давление сверстников в свою пользу. Ведь давление сверстников может быть не только отрицательным, но и положительным. Например, дети и подростки положительно влияют друг на друга в хороших школах, детско-подростковых клубах по интересам, секциях, молодежных группах. Не столь важно, какую из школ или секций ребенок изберет, главное, чтобы дети в ней придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки для родителей по ОБЖ
Данная статья адресована родителям по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей, для формирования у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка....
Открытый урок для родителей
Демонстрацияразвивающей работы с детьми...
Презентация "Уроки для родителей по хореографии "В царстве Терпсихоры"
В презентации представлена консультация для родителей по хореографии. Здесь родителям даны советы по общим вопросам занятий хореографией: одежда и обувь, время и место проведения занятий, а также пр...
Презентация к практическому уроку для родителей "Этот трудный звук "С".
Уважаемые мамы, папы, и все кто заботится о ребенке. Сегодня наша встреча с теми , чьи дети испытывают трудности в произнесении свистящих звуков , а именно звука «С»....
ОТКРЫТЫЙ УРОК С РОДИТЕЛЯМИ по ПДД.
Открытый урок для родителей с участием детей подготовительной группы посвящен Всероссийской акции "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА, ГРАМОТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ".Урок был проведен в виде просветительской...
Правила эмоционального воспитания, или несколько уроков для родителей
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развит...
Практический урок для родителей "Мы научимся рычать"
В материале представлены подготовительные и основные упражнения для постановки звука "Р"....