Детские страхи и тревожность
консультация

Ольга Брониславовна Максимишина

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту, является повышенная тревожность ребенка. 
Тревожность - повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_strahi.docx20.12 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc316.04 КБ
Файл strahi.docx557.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх и тревогу

Многие родители обеспокоены проявлением страха и тревоги у детей при адаптации к новой группе

  1. Ежедневно находить время для общения с ребенком наедине, тем самым давая возможность малышу поделиться с Вами своими секретами, тревогами, попросить помощи, совета.
  2. Слушайте ребенка внимательно. Не пытается ли он рассказать Вам о том, что кто-то запугал его, или Вы своим поведением внушили ему страх? Воспринимайте рассказы малыша серьезно.
  3. Первым делом выяснить причину страха.
  4. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
  5. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
  6. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбрали бы методы воспитания.
  7. Ни в коем случае не запугивать малыша и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
  8. Не манипулируйте детскими страхами. Успокаивайте, но не создавайте для детей особых условий.
  9. Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
  10. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять мультиками и просмотром кинофильмов.
  11. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
  12. Страх перед засыпанием свидетельствует о том, что сфера подсознательного у ребенка нуждается в более тесном контакте с мамой. Поэтому не стоит стараться во чтобы-то ни стало приучать малыша засыпать в одиночестве. Если ребенок стремится почувствовать рядом с собой близкого взрослого человека, его желание необходимо удовлетворить.
  13. Если малыш боится темноты, купите ему веселый ночничок в виде, например, волшебного гномика, который не допустит и близко всяких монстров (постепенно увеличивая время отключения светильника).
  14. Красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, обнимающими со всех сторон малыша, никогда не дадут его в обиду.
  15. Когда малыш боится замкнутого пространства, оставьте открытой дверь в его комнату, побудьте рядом с ним.
  16. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
  17. Если ребенок боится оставаться в комнате один, возьмите его за руку, поцелуйте ладошку сожмите кулак. Скажите, что это его защита, которая останется с ним на все ночь.
  18. Если ребенок боится, что в туалете или под кроватью притаились чудовища, проверяйте вместе с ним перед сном эти места и положите рядом с малышом фонарик.
  19. Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
  20. Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
  21. Положительным примером борьбы с детскими страхами может стать рассказ родителей о своих детских страхах. Расскажите малышу, как Вы с ними боролись и победили.
  22. Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к действиям, кот. закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.
  23. Родители должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам.
  24. Чаще говорите ребенку, что в жизни нет ничего страшного, что мама и папа сильные, и в случае опасности всегда смогут защитить.
  25. Реакцию страха можно предвидеть и предупредить ее. Так, например, перед посещением зоопарка рекомендуется рассказать ребенку, что не все звери хорошие и добрые, есть дикие и страшные.
  26. Есть много детских книжек, где герои побеждают страх. Читайте их вместе с детьми, чтобы они знали, что они не одиноки и страх присущ многим, но можно его победить.
  27. При обучении ребенка письму, лучше использовать простой карандаш с резинкой, чтобы малыш в любой момент мог вытереть то, что плохо получилось (профилактика страх неуспешности).
  28. Не заставляйте детей силой преодолевать страх. Некоторые дети могут сразу прыгнуть в бассейн и поплыть, а другие все лето будут наблюдать со стороны, прежде чем осмелятся войти в воду.

Уважайте своего ребенка, имейте терпение и веру!

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью! Склонность к страху преодолевают добротой!

Рекомендации воспитателям детей, которые испытывают страх и тревогу

  1. Уже в начале учебного года необходимо установить тесный контакт с родителями своих воспитанников, запишите их пожелания. Зафиксируйте и собственные представления проблемы каждого конкретного ребенка.
  2. Когда в группу приходят новенькие дети, дайте возможность другим воспитанникам самостоятельно объяснить вновь поступившим правила поведения в дошкольном учреждении. (Профилактика страха быть непринятым в коллективе).
  3. Знакомя детей с правилами поведения в группе, проведите занятие-игру, на которой можно использовать эти правила. В этом случае ребенок сможет четко понять, чего от него хотят. (Профилактика страха сделать что-либо не так, быть наказанным).
  4. Следите, чтобы установленные правила не приводили к эмоциональному или физическому унижению какого-нибудь ребенка его сверстниками. (Профилактика быть непринятым в коллективе).
  5. Придумайте для некоторых детей условный «секретный сигнал», который напоминал бы им о том, что они сделали что-то не так и нужно немедленно принять правила игры. (Профилактика и коррекция страха неуспеха, страха быть осмеянным).
  6. Используйте условные знаки из цветной бумаги, чтобы сигнализировать не словом, а знаком о необходимости изменения поведения детей в группе в данный момент, например, «разговаривать нельзя – красный прямоугольник; разговаривать разрешается – синий прямоугольник; можно свободно играть любыми игрушками – зеленый прямоугольник». (Профилактика страха словесного наказания).
  7. На занятиях используйте приемы гуманной личностно-ориентированной педагогики сотрудничества – «ответ на ушко». (Профилактика страха неуспеха, неправильного ответа).
  8. Стимулируйте желание детей использовать уже полученные знания для самостоятельного решения незнакомых заданий, давая условный сигнал: «время рискнуть – кружок, разделенный пополам: одна половина красного цвета, а вторая - черного». (Профилактика страха неуспеха).
  9. Обсуждайте вместе с детьми различные способы выхода из ситуаций, которые могли бы произойти в жизни группы. Помогите оценить детям, насколько конструктивным окажется выбор каждого из них.
  10. Дайте возможность ребенку определиться со своими страхами. Обсудите с ним различные случаи, которые бы демонстрировали: то, чего они боятся, на самом деле не страшно.
  11. Создавайте условия, которые способствуют установлению и развитию дружеских отношений между детьми. (Профилактика страха одиночества, страха конфликта).
  12. Придумайте вместе с детьми различные способы похвалы (аплодисменты, поднятие кулачков, большого пальца вверх, скандирование и т.п.).
  13. Проводите один раз в неделю «День хорошего настроения», «День улыбок»…
  14. Сразу выделите малышей, которые склонны уединяться, и следите, чтобы другие дети не забывали приглашать их в совместные игры.

ПОМНИТЕ: воспитательное влияние игры сильнее любой нотации. Для дошкольников даже самые детальные словесные поучения мало что значат, т.к. у них еще недостаточно зрелая и физиологически развита вторая сигнальная система. Использование же игры, как дидактического приема, дает возможность наиболее быстрого достижения психопрофилактического и лечебного эффекта, ведь игра основана прежде всего на личностном интересе каждого ее участника и вызывает у детей лишь положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по преодолению страхов в период самоизоляции и адаптации детей и родителей

 Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и: смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители были вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникает много сложностей, вопросов, непониманий. Это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.

Детство – это время для того, чтобы научиться быть взрослым и дети учатся подражанием. Как общаться с ребёнком? О чём говорить и что объяснять относительно сложившейся ситуации? Вот несколько рекомендаций, которые успокоят разум и чувства, как ребёнка, так и взрослого.

- Не стоит навязчиво рассказывать ребёнку о проблеме, она может обостриться ещё больше. Говорить напрямую можно только тогда, если он сам проявит инициативу. Во всех других случаях слушайте ребёнка и задавайте наводящие вопросы.

- Постоянно говорите ребёнку, что любите его и что сможете защитить в опасных ситуациях.

- Если ребёнок маленький, придумайте дополнительных защитников в лице домашнего животного, игрушек, ручки, лампы. А лучше развивать веру в себя, к которой можно обратиться в любое время.

- Развейте страшные образы реальностью, расскажите, почему не стоит бояться, и переведите всё в шутку. Будьте последовательны в своих рассказах и позаботьтесь об информировании своего ребёнка (в силу возраста и индивидуальных особенностей), подумайте, всю ли нужную информацию вы сообщили.

- Расскажите о правилах профилактики, которых нужно придерживаться и тогда ничего страшного не произойдёт. С детьми помладше можно придумать вместе коллажи и рисунки, заняться лепкой и трансформацией этого же самого предмета во что-то более жизнерадостное, здоровое и красивое.

- Вместе смотрите мультфильмы, читайте вдохновляющие истории, в которых герои сталкиваются со страхами и в конце побеждают их.

- Найдите ребёнку дополнительные занятия и увлечения: просмотр старых фотографий, пение, рисование, чтение книг, выполнение д.з. в необычной форме, утренняя гимнастика и своевременный отход ко сну. Это позволит занять свободное время дома, выплёскивать эмоции и энергию, больше общаться с семьёй, обмениваться опытом с другими детьми.

- Сейчас самое благодатное время для правильного режима дня. С самого детства у нас копится дефицит сна: в садик, в школу, в вуз, на работу. У выспавшегося человека ниже уровень гормонов стресса, он лучше соображает. Сон важен для укрепления иммунитета и здоровья организма!

- В период карантина избежать страхов и тревоги полностью невозможно. И если страхи и тревога мешают ребёнку и взрослому жить спокойно, то с ними нужно учиться справляться. Конечно, всё должно быть в меру. И самое важное, внимательно слушайте и старайтесь понять чувства своего ребёнка. Во время разговора ребёнок выплеснет негативные эмоции и ослабит их. А вы будете знать о переживаниях.

Страхи – это естественная реакция, защитный механизм, который предостерегает совершать опасные и необдуманные поступки. Видов страхов очень много, от абсурдных простых до фантазийных навязчивых. Главное в такой ситуации, понять и попытаться помочь ребёнку.

Даже такая незапланированная ситуация может помочь нам взаимодействовать ещё больше с самыми родными и близкими, придавая ценность общению.



Предварительный просмотр:

ЛАЙФХАКИ 

Уважайте своего ребенка, имейте терпение и веру!

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью!

Склонность к страху преодолевают добротой!

C:\Users\Виктория\Pictures\iStock-187229917_edited.jpg

Подготовила: педагог-психолог: Максимишина Ольга Брониславовна

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение города Иркутска детский сад № 77

664043 г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4б

Тел.: 8(3952) 300-068Е-mail:sad_karlson_77@mail.r

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 77

Детские СТРАХИ

и тревожность

         C:\Users\Виктория\Pictures\image001.jpg

Как не надо вести себя родителям с детьми,

которые испытывают страх

  1. Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
  2. Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его ему.
  3. Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
  4. Передавать свой страх ребенку.
  5. Не подшучивайте над детскими страхами, не углубляйте их, загоняя в глубину детской души.
  6. Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.
  7. Никогда не оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

Иркутск 2020 г.

 Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх и тревогу

Многие родители обеспокоены проявлением страха и тревоги у детей при адаптации к новой группе

  1. Ежедневно находить время для общения с ребенком наедине, тем самым давая возможность малышу поделиться с Вами своими секретами, тревогами, попросить помощи, совета.
  2. Слушайте ребенка внимательно. Не пытается ли он рассказать Вам о том, что кто-то запугал его, или Вы своим поведением внушили ему страх? Воспринимайте рассказы малыша серьезно.
  3. Первым делом выяснить причину страха.
  4. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
  5. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
  6. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбрали бы методы воспитания.
  7. Ни в коем случае не запугивать малыша и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
  8. Не манипулируйте детскими страхами. Успокаивайте, но не создавайте для детей особых условий.
  9. Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
  10. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять мультиками и просмотром кинофильмов.
  11. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
  12. Страх перед засыпанием свидетельствует о том, что сфера подсознательного у ребенка нуждается в более тесном контакте с мамой. Поэтому не стоит стараться во чтобы-то ни стало приучать малыша засыпать в одиночестве. Если ребенок стремится почувствовать рядом с собой близкого взрослого человека, его желание необходимо удовлетворить.
  13. Если малыш боится темноты, купите ему веселый ночничок в виде, например, волшебного гномика, который не допустит и близко всяких монстров (постепенно увеличивая время отключения светильника).
  14. Красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, обнимающими со всех сторон малыша, никогда не дадут его в обиду.
  15. Когда малыш боится замкнутого пространства, оставьте открытой дверь в его комнату, побудьте рядом с ним.
  16. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
  17. Если ребенок боится оставаться в комнате один, возьмите его за руку, поцелуйте ладошку сожмите кулак. Скажите, что это его защита, которая останется с ним на все ночь.
  18. Если ребенок боится, что в туалете или под кроватью притаились чудовища, проверяйте вместе с ним перед сном эти места и положите рядом с малышом фонарик.
  19. Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
  20. Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
  21. Положительным примером борьбы с детскими страхами может стать рассказ родителей о своих детских страхах. Расскажите малышу, как Вы с ними боролись и победили.
  22. Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к действиям, кот. закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.
  23. Родители должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам.
  24. Чаще говорите ребенку, что в жизни нет ничего страшного, что мама и папа сильные, и в случае опасности всегда смогут защитить.
  25. Реакцию страха можно предвидеть и предупредить ее. Так, например, перед посещением зоопарка рекомендуется рассказать ребенку, что не все звери хорошие и добрые, есть дикие и страшные.
  26. Есть много детских книжек, где герои побеждают страх. Читайте их вместе с детьми, чтобы они знали, что они не одиноки и страх присущ многим, но можно его победить.
  27. При обучении ребенка письму, лучше использовать простой карандаш с резинкой, чтобы малыш в любой момент мог вытереть то, что плохо получилось (профилактика страх неуспешности).
  28. Не заставляйте детей силой преодолевать страх. Некоторые дети могут сразу прыгнуть в бассейн и поплыть, а другие все лето будут наблюдать со стороны, прежде чем осмелятся войти в воду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

Консультация для родителей: "Тревожность и детские страхи у дошкольников"

По данным исследований, каждый второй ребёнок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и знает, н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Дистанционное обучение. 06.04.2020 - 12.04.2020 Упражнения на снижение детских страхов и тревожности.

В материале предложены релаксационные игры  и упражнения на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сказкотерапия поможет избавиться от страха темноты, ночных кошмаров, снизить тревожн...