Консультация для родителей "Сказка-как средство социализации ребенка"
консультация
Консультация для родителей, которые считают что время , когда детям читали сказки, ушло в прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сказка - как средство социализации личности ребёнка»
Мир каждого ребёнка полон чудесных сказок. Весь внешний окружающий его мир оживает в восприятии малыша. Сказка помогает нам, взрослым, объединиться с ребёнком, понять его внутреннее состояние, друг друга. Она даёт целую гамму переживаний, создаёт особенное настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Сказка – один из элементов культуры, которая базируется на народно – этнической культуре, на народном фольклоре и обладает богатым социальным нравственно – педагогическим потенциалом.
Все сказки мира содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально – педагогическое значение сказки обуславливается возможностью психологически принять её «небытийную» и реальную сторону. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения детей, его образного мышления.
Для сказки специфично то, что она является продуктом творчества народа. В них имеются такие сюжеты, которые специфичны для определённого этноса, что находит своё отражение в именах, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.
Любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к действию и даже лечит. Здесь важно отметить социализирующую, креативную, терапевтическую, культурно – этническую и вербально – образную функцию сказки.
Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщает ребёнка к общечеловеческому и этническому опыту. Компенсирующая функция сказки, раздвигая границы жизненного опыта человека, подключая к опыту личности к опыту человечества, помогает ему ориентироваться в жизненных ситуациях окружающего мира. Слушая сказки, ребёнок интерпретирует её сюжет, образ героев, характеристики персонажей, т. е. превращается из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки, что выражается в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в стиле изложения сказки.
А. С. Пушкин писал, что «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». «Намёк» - понятие, которое подразумевает актуализацию трактовки, доосмысления содержания сказки каждым слушателем.
Креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал ребёнка. Фантастический мир сказки позволяет ребёнку преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчуждения, пробудить творческие способности. Сказка помогает вызывать заинтересованность в создании новых сюжетов, новых образов. Этап формирования творческого потенциала предполагает органическое единство в репродуктивных, стандартных и традиционных творческих элементов.
Голографическая функция проявляется в трёх основных формах.
1. Голографичность сказки проявляется в её трёхмерном пространственном (высота, ширина, длина, небесный, земной, подводный миры и т. д.) и временном измерениях (прошлое, настоящее и будущее). Эти аспекты образуют универсальность, целокупность, объёмность, что созвучно психике ребёнка. Универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции личности.
2. Потенциальная способность сказки не только актуализирует все органы чувств, но и становится основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
3. Аспект голографичности также представляет глобальное, способное отражать в микросюжете макропроблемы, т. е. сказка способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противостояния доброго и злого, света и тьмы, радости и печали.
Развивающе – терапевтическая функция (в литературе давно говорят о «сказкотерапии») имеет психотерапевтический (лечебный) эффект. Аристотель обозначил эффект лечения искусством термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта функция искусства явилась основой для формирования направления – эстетотерапии, т. е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.
В сказке функция профилактики, воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных увлечений, пристрастий, действий, поведения. Она выполняет терапевтическую и профилактическую функцию. А это соответствует здоровьесберегающему направлению, цель которого сохранение и развитие здоровья ребёнка, утверждение здорового образа жизни.
Необходимо отметить культурно – этническую функцию сказки. Она отражает в себе исторически сложившиеся хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции и обычаи, предметно – вещевую атрибутику. Дети через сказки усваивают всё богатство этнической культуры, исторический опыт народа. Сказка как бы является социальной памятью народного этноса, в которой отражена практика с положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.
Наконец нужно отметить лексико – образную функцию сказки. Сказка способна формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественностью. Лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухо – речевую память ребёнка. Когда малыш слушает сказки, происходит интериоризация вербально – знакомых форм сказок, а когда он их пересказывает, драматизирует, слушает повторно, развивается способность к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры малыша. При этом развиваются основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Экспрессивная функция формирует вербально – образный язык личности, а коммуникативная – рассказывает социальные качества личности, способность к общению, к пониманию, к диалогу. «Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает» - отмечал Д. Соколов в своей книге «Сказка и сказкотерапия».
Литература:
Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, А. М. Фирсова «Сказка как источник творчества детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. ...
Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....
Консультация «Сказка как средство социализации ребенка»
Консультация для педагогов...
Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется гот...
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Тема актуальна,так как игра является неисчерпаемым средством развития личности дошкольника В первой части показана педагогическая ценность детской игры....
Конспект открытого мероприятия - подвижная игра «Вдвоем одну веревочку» к неделе пед. мастерства и педсовету «Игра, как средство социализации ребенка»
Цель данной консультации - Поделиться опытом с коллегами. Познакомить детей и коллег с новыми подвижными играми, которые не требуют сложного оборудования и большого пространства. Приобщение детей...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка
Данный материал содержит рекомендации по проектированию и разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...