Фонематический слух и восприятие. Что это такое и зачем нужно?
презентация

Арефьева Зоя Анатольевна

Краткая информация для родителей детей дошкольного возраста о том, что такое фонематический слух и фонематическое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonematicheskiy_sluh_i_vospriyatie.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка учителя-логопеда МАДОУ №257 г.Красноярска Арефьевой З.А.

Слайд 2

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова, т.е. умственные действия по анализу , специально воспитанные умения по установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух - способность различать и узнавать звуки речи. Этот навык не формируется спонтанно, без специального обучения.

Слайд 3

Фонематический слух – основа для понимания смысла сказанного. Заменив даже один звук в слове, мы получаем иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «Козой косят луг», «Коса щиплет травку», а «Мишина машина» превращается в «Мыши на машине». Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи: многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми», что впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения.

Слайд 4

С раннего возраста ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом он постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Первый год жизни – на 3 неделе жизни младенец проявляет внимание к резким звукам, а в 2 месяца начинает прислушиваться и к более тихим шумам. В 3 месяца малыш отыскивает взглядом На втором году жизни он уже может различать все фонемы родного языка, понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык не сформируется к трем годам, то малыш не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении. К 4 годам ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. На пятом году – на основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие. Заинтересовавший его источник звука, с удовольствием слушает музыку . С 4 мес. ребенок начинает подражать звукам, лепетать, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. К полугоду различает свое имя, к концу первого года жизни малыш различает часто употребляемые слова.

Слайд 5

Если Вы заметили, что у Вашего ребёнка есть проблемы с фонематическим слухом, прежде всего, необходимо исключить нарушения физического слуха – тугоухость. Обратитесь за консультацией к врачу-сурдологу. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку. Первичное нарушение фонематического слуха встречается при речевой слуховой агнозии , которую диагностирует и корректирует учитель-логопед. А вот навыки звукового анализа и синтеза формируются только в результате целенаправленных занятий. Поэтому даже при сохранных анализаторах и слуховых центрах, но отсутствии системной работы, дети могут быть не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

Слайд 6

Играть в речевые игры! Необходимо помнить, что все предлагаемые задания должны стать не занятиями, а играми для вашего ребёнка, в которые вы будете играть вместе, азартно, с увлечением. Только так можно пробудить интерес малыша к родному языку, живому русскому слову. Играйте! По дороге в сад или на дачу, в очереди к врачу или во время приготовления ужина. Общайтесь со своим ребёнком, и пусть вам это доставляет только положительные эмоции. Основные этапы развития фонематического восприятия: 1 этап - развитие неречевого слуха (2 младшая, средняя группа) 2 этап - развитие речевого слуха (старшая группа) 3 этап - развитие навыка звукового анализа и синтеза (подготовительная группа)

Слайд 7

«Ушки на макушке» «Слышу звон, точно знаю, где он!» Игры, направленные на развитие фонематического слуха и формированиенавыков элементарного звукового анализа и синтеза представлены в презентациях:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический с...

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический сл...

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.

 Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фо...

Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.

Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и             ...

Планирование дидактических игр по развитию фонематического слуха и восприятия

Опыт работы показывает возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия у детей с ОНР. она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры ре...

Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия

В данной картотеке представлены дидактические игры, направленные на развитие фонматического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста....