Возрастные особенности детей старшей группы
консультация

Юрченко Наталья Сергеевна

Материалы о возрастных особенностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей старшей группы.

«Уже большие: 5-6 лет»

В возрасте около пяти лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания.

Ребенок 5-6 лет продолжает развиваться через игру, рисование, общение со сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Именно с этого возраста дошкольника необходимо готовить к будущему школьному обучению, но при этом необходимо соблюдать принцип постепенности. В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Важным показателем развития внимания является действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени, ориентация во времени суток. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остается главным образом механическим.

Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение позволяют развивать у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей.

Формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. К интеллектуальным чувствам можно отнести:

— любопытство-;

— любознательность;

— чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать.

         Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе «Я». Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, мальчики — к мужчинам. Уже начиная с 3 лет у ребенка появляются некоторые представления о себе. Ребенок знает, мальчик он или девочка, какие у него глаза, волосы, что он умеет, что любит. Однако примерно до 5 лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те особенности, которые, по мнению малыша, у него имеются.  После 5 лет у детей начинают проявляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Происходит своеобразное расслоение образа на «Я — реальное», т. е. те качества, по поводу которых ребенок считает, что они у него имеются, и «Я — потенциальное». Источником отношения ребенка к себе являются оценки и отношение окружающих взрослых. «Лучшие в мире» полагают, что все близкие оценивают их подобным образом. «Плохие», наоборот, убеждены, что кто-то из самых близких людей ценит их не очень высоко.

В общении со сверстниками происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, который протяжен во времени. Они могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых сообществ: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами и т.п.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.  Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни, так как истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей старшей группы(5-6 лет)

Данный материал - ознакомление родителей с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет).  ...Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; стр...

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет).

Возрастные особенности детей 5-6 лет....

Консультация для Родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений междулюдьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своимисобственными. Под воздействием этих оцен...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы"

Если родители хорошо знают возрастные особенности своего ребёнка, то легче воспринимать его таким, какой он есть....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)...

Консультация для Родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений междулюдьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своимисобственными. Под воздействием этих оцен...

Возрастные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонац...