"Что должен уметь ребенок 2-3 лет"
консультация (младшая группа)

Григорьева Ирина Александровна
Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_umeet_rebenok.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.

Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных  навыков:

  • малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
  • слушаться взрослых, без обид и раздражений;
  • проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.

Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.

Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.

Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.

Ребенок 2-х лет:

Речевые достижения:

  1. В словарном запасе до 200-300 слов.
  2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
  3. Облегченные слова заменяет правильными.
  4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
  5. Может называть себя в третьем лице.
  6. Задает вопросы.
  7. Называет предметы на картинке.
  8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие:

  1. Эмоционально уравновешен в течение дня.
  2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.
  3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
  4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
  5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
  6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
  7. Плачет при уходе мамы, при обиде.
  8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Познавательное развитие:

  1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
  2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
  3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
  4. По образцу находит предмет того же цвета.
  5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Физическое развитие:

  1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
  2. Поднимается и спускается по лестнице.
  3. Подпрыгивает.
  4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.
  5. Удерживает мяч одной или двумя руками.
  6. Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки:

  1. Ест аккуратно, не роняя пищу.
  2. При умывании трет ладони, часть лица.
  3. Вытирается с помощью взрослого.
  4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
  5. Частично раздевается.
  6. Контролирует физиологические потребности.

Игровые навыки:

  1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
  2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
  3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
  4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Ребенок 2,5 лет:

Познавательное развитие 

  1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
  2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
  3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
  4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
  5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
  6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
  7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра)

  1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
  2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
  3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Социально-эмоциональное развитие 

  1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
  2.  Может определить свое состояние.
  3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
  1. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
  2. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
  3. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
  4. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Речевое развитие

  1. Обозначает себя: "Я", "Я сам".
  2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
  3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.
  4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
  5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
  6. Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
  7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
  8. Понимает рассказ взрослого.

Бытовые навыки

  1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
  2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
  3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
  4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
  5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;
  6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
  7. В процессе еды держать правильно ложку.

Ребенок 3- х лет:

Речевое развитие

Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.

  1. Называть свое имя и возраст
  2. Выговаривать от 250 до 500 слов
  3. Отвечать на простые вопросы
  4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
  5. Говорить четко
  6. Рассказывать простые сказки и истории

Развитие мыслительных процессов

Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее:

  1. Правильно называть знакомые цвета.
  2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
  3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.
  4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
  5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
  6. Понимать простые числа и считать до пяти.
  7. Сортировать предметы по форме и цвету.
  8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
  9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.

Двигательные навыки

Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь:

  1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
  2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
  3. Прыгать на одной и двух ножках
  4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
  5. Стоять на одной ноге до пяти секунд
  6. Идти вперед и назад довольно легко
  7. Наклоняться, не падая при этом

Эмоциональное и социальное развитие

Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.

Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.

  1. Подражать родителям и друзьям
  2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
  3. Понимать, что такое "мое" и "его / ее"
  4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Бытовые навыки

  1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
  2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
  3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
  4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
  5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
  6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
  8. Регулировать свои физиологические потребности.
  9. Вытирать обувь при входе в помещение.
  10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
  11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
  12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Памятка для родителей «Что должен знать ребенок к концу младшей группы в соответствии с ФГОС»

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная часть

«Изобразительная деятельность»

Рисование:

- Изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

- Правильно пользуется кистью, красками

Лепка:

- Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

- Лепит различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разные приемы

Аппликация:

- Создает изображения предметов из готовых фигур.

- Украшает заготовки из бумаги разной формы

- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы «Музыкальная деятельность»

- Способен слушать музыкальные произведения до конца.

- Узнает знакомые песни

- Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

- Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно) - Поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения - Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами - Называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, металлофон

Вариативная часть

«Национально - региональный компонент» - Знает музыкальный инструмент бубен, использует в игре

- Может передавать в музыкально – ритмических движениях и музыкальных играх образы животных и птиц, обитающих в ХМАО-Югре - Умеет лепить животных, обитающих в лесотундре (заяц, медведь).

«Познавательно – исследовательская деятельность»

- С помощью простейших музыкальных инструментов воспроизводит звукоподражания, сопровождает игрой на инструментах различные игровые действия. - Реагирует на ритм и смену музыки. - Умеет смешивать краски для получения нового цвета

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование познавательных действий; конструктивно- модельная деятельность - Знает, называет и правильно использует детали строительного материала - Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально - Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими - Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме Формирование Элементарных Математических Представлений. (ФЭМП)

- Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

- Умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов

- Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше»«меньше»«столько же» - Различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы

- Понимает смысл обозначений: вверху –внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь

- Называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал)

- Ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социокультурных ценностях

- Называет свой город (поселок)

- Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей

- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе

- Проявляет бережное отношение к природе

Вариативная часть

«Национально - региональный компонент»,

- Имеет элементарные представления об особенностях природы Севера - Называет на картинке 2-3 вида диких животных, обитающих в таежных лесах - Называет 2 дерева и 2 цветка тайги

«Познавательно - исследовательская деятельность»

- Проявляет исследовательский интерес к наблюдениям - Владеет простейшими способами обследования предметов (тонет, не тонет)

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

- Рассматривает игрушки, сюжетные картинки

- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

- Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя

- Называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

- Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Вариативная часть

«Национально - региональный компонент» - Проявляет интерес к устному народному творчеству народов Севера. - Может рассказывать о содержание сказки с опорой на иллюстрации к книгам. «Познавательно – исследовательская деятельность» -Умеет называть детали и части предметов - Умеет называть особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Социально-игровая деятельность: - Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя. - Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. - Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. - Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться. - Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. - Имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя. - Может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Социально-коммуникативная (формирование позитивных установок к различным видам труда)

- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

- Может помочь накрыть на стол к обеду.

Формирование основ безопасного поведения

- Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

- Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

- Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Вариативная часть

«Национально - региональный компонент».

- Знает название родного города, название детского сада.

- Имитирует в играх движения воображаемых животных Севера (медведь, лиса, заяц, олень)

«Познавательно – исследовательская деятельность»

- Совместно со взрослым включается в исследовательскую деятельность, в процессе которых выделяет свойства изучаемого объекта.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

- Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого)

- Пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

- Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. - Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

- Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

- Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

- Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2–3 раза подряд и ловить.

- Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Вариативная часть

«Национально - региональный компонент»

- Владеет видами движений, учитывающие особенности игр народов Севера (прыжки на двух ногах с места, метание кольца на кеглю и т. д.).

«Познавательно – исследовательская деятельность»

- Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. 242 В середине третьего года жизни широко используются действия с пред- метами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с пред- метами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Навыки самообслуживания детей 2-3 лет

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

·        приема пищи;

·        раздевания и одевания;

·        гигиены тела;

·        опрятности.

Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умения смаообслуживания детей 2- 3 лет

Развитие навыков приема пищи

2 г.

Сосет жидкость через соломинку

2 г. 6 мес.

Переливает жидкость из одной емкости в другую

2 г. 6 мес.

Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую

2 г. 6 мес.

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

3 г.

Помогает убрать со стола

3 г.

Помогает накрыть на стол

Ест вилкой

Развитие навыков одевания и раздевания

2 г.

Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…

2 г. 6 мес.

Надевает обувь, носки, штаны

        2 г. 6 мес.

Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию

        3 г.

Расстегивает и застегивает большие пуговицы

        3 г.

Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки…

        

Развитие навыков гигиены

2 г.

При умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Активно участвует в мытье и вытирании рук

Самостоятельно моет руки (лицо)

Вытирает нос, когда дают платок

2 г. 6 мес.

При умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Самостоятельно моет руки с мылом

        3 г.

С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой

Самостоятельно пользуется носовым платком

Развитие навыков опрятности

2 г.

Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок

Просится в туалет (используя слова)

2 г. 6 мес.

Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)

3 г.

Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу

Следует добавить, что   эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

        Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать  надо именно с них.

         Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

        На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

        Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.        

 Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).    

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так, например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

    Сядь на стульчик

    Возьми штанишки обеими руками за поясок

    Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

    Поставь ножку на пол

    Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

     Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен уметь ребенок в 2 года

Буклет для родителей...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ."ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК"

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ? СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. КОГДА МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ТЕМ,ЧЕГО РЕАЛЬНО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ РЕБЕНКА,ПОЛЕЗНО ПОСМОТРЕТЬ,ЧТО ЕГО СЕЙЧАС ИНТЕРЕСУЕТ.ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ."ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК"

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ? СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. КОГДА МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ТЕМ,ЧЕГО РЕАЛЬНО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ РЕБЕНКА,ПОЛЕЗНО ПОСМОТРЕТЬ,ЧТО ЕГО СЕЙЧАС ИНТЕРЕСУЕТ.ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ."ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК"

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ? СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. КОГДА МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ТЕМ,ЧЕГО РЕАЛЬНО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ РЕБЕНКА,ПОЛЕЗНО ПОСМОТРЕТЬ,ЧТО ЕГО СЕЙЧАС ИНТЕРЕСУЕТ.ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ...

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК .

Информация для родителей и воспитателей .Возрастные особенности детей трех лет.Знания и умения трехлеток.Развитие речи и аналитические способности  детей трех лет....

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 года.

Информация для родителей и воспитателей детского сада.Возрастные особенности детей 3лет.Речевое развитие и аналитические способности ребенка в 3года....

Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.

Что должен уметь ребенок в три года.-  Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...