Проблемы, с которыми может столкнуться первоклассник.
консультация (подготовительная группа)

Носова Наталья Викторовна

Ваш ребенок - первоклассник! Он очень ждал этого дня, с большим букетом цветов, с ранцем за спиной, в наилучшем наряде ребенок идет в школу! Родители переживают приятное волнение. Второй день в школу, третий, неделя…И, вдруг у ребенка паника, нежелание делать домашнее задание, утром вставать, опять идти в этот класс, к этому учителю, находиться в одном помещении с этими ребятами…Что случилось с ребенком? Ведь он с большим удовольствием пошел в школу 1 сентября. Почему спустя неделю не хочет идти? Ребенок заболел? Где искать ответы на все эти вопросы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_pervoklassnika.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы, с которыми может столкнуться первоклассник.

О том, чего не миновать, но лучше предупредить!

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Материнство – прекрасная пора в жизни каждой женщины! Все мы с трепетом ждем появления на свет своего малыша, ждем, когда улыбнется, когда возьмет в крохотную ручку игрушку, начнет переворачиваться, сядет, начнет ходить, произнесет первое слово. А что потом? Потом – пойдет в ясли, детский сад. Время летит неумолимо быстро! И вот, ваш малыш – будущий первоклассник! И всем нам привычно думать, что все проблемы и кризисы позади.

Наступил долгожданный праздник для всей семьи – 1 сентября! Ваш ребенок - первоклассник! Он очень ждал этого дня, с большим букетом цветов, с ранцем за спиной, в наилучшем наряде ребенок идет в школу! Родители переживают приятное волнение. Второй день в школу, третий, неделя…И, вдруг у ребенка паника, нежелание делать домашнее задание, утром вставать, опять идти в этот класс, к этому учителю, находиться в одном помещении с этими ребятами…Что случилось с ребенком? Ведь он с большим удовольствием пошел в школу 1 сентября. Почему спустя неделю не хочет идти? Ребенок заболел? Где искать ответы на все эти вопросы?

  1. «Синдром 7 сентября». Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета. Наблюдается у детей на фоне изменения образа жизни после начала учебного года. Проявляется всякий раз по-разному. У некоторых детей это простое недомогание и плаксивость, а у других это достаточно тревожные симптомы: головные боли, колики в животе, онемение конечностей, обострение хронических заболеваний и т.д.   У большинства детей все симптомы синдрома «7 сентября» проходят уже к концу месяца. Но, это сигнал того, что и вашему школьнику нужна поддержка!

Что делать? Не делайте акцент на оценках и уроках, больше говорите о любимых увлечениях, друзьях. Не перегружайте ребенка кружками и секциями, пусть первые учебные недели пройдут в облегченном режиме. Создайте для ребёнка ситуацию успеха. Встречая его после школы, первые 2 — 3 недели не задавайте вопросов: Как ты себя вёл? Внимательно всё слушал?  Лучше спросите, что он нового узнал на уроках, какое у него сегодня настроение, с кем подружился? Самое главное, терпение, спокойствие, помните, что начальная школа -  это хорошая проверка на зрелость родителей. Ведь в школе начинают по ребенку оценивать какой вы Родитель, как воспитываете, какие правила и ценности в семье. И дети это очень хорошо чувствуют и им нелегко, с них требуют и учитель, и родители, а про поддержку и понимание забывают чаще. Зрелый родитель не будет паниковать, вырывать листы в тетрадях и заставлять несколько раз переписывать домашнее задание, тем более требовать невозможных нагрузок от ребёнка, а правильно расставлять приоритеты в сторону ребенка. Или чаше задавайте себе вопрос: - Зачем я это делаю?  Что я чувствую сейчас?  А что чувствует мой ребёнок, чего он ждет сейчас от меня?  

  1. Синдром двигательной расторможенности. Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу, у них не сформирована учебная мотивация.

Что делать? Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, и др.).

  1. Новые режимные условия. К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного - неофобия.

Что делать? Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется работа и ребенка, и родителей с психологом.

  1. Непривлекательные обязанности. Первоклассники с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных.

Что делать?  Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. «Позаботьтесь о том, чтобы у вашего школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру.

  1. Первые неудачи в учебе. Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.

Что делать? Для того чтобы не допустить психологических травм, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал сегодня в школе?» Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке».

  1. Неприязнь или равнодушие учителя. Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает?

Что делать? Родителям стоит задуматься о смене педагога. Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника! Поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если он профессионал, ребенок постепенно привыкнет к нему.

  1. Негармоничные отношения с одноклассниками. Для первоклассника очень важно умение общаться - социальная зрелость. Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий. В каких случаях родителям стоит насторожиться?

Что делать, если ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых? Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют, или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу.

Что делать, если ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников? Это проблема детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности абсолютно ни при чем. Такой ребенок с адекватной самооценкой в поле сможет завоевать авторитет в классе. Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка? «Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей. Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности».

Что делать, если у ребенка нет друзей среди одноклассников?  Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей. На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объясняйте ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждайте о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждайте ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивайте! 

Признаки успешной адаптации ребенка к школе.

Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Пять питательных веществ, которых может не хватать вашему ребенку"

Пять питательных веществ, которых может не хватать вашему ребенку Многие дети не получают достаточного количества пяти основных питательных веществ, чрезвычайно важных для их роста и хороше...

Памятка населению при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Памятка населению при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством      В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами ...

Памятка населению при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Памятка населению при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством      В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами ...

Рекомендации для родителей "Пять трудностей, с которыми может столкнуться первоклассник"

Пять трудностей, с которыми может столкнуться первоклассник...