Что делать, если ребенок не говорит
консультация
Обозначены возрастные нормативы появления детской речи, даны советы по развитию устной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Очень часто от родителей можно услышать: "Мой ребенок всё понимает, но не говорит». Что делать в таком случае?
Как формируется речь
Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет.
В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.
Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.
В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
N | Форма речи | Примерный возраст появления |
1. | Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. |
2. | Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1.5-3 мес. |
3 | Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов) | 4-5 мес |
4. | Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав) | 8 мес- 1 год 2 мес. |
5. | Двухсловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд | 1год 6 мес - 2 года 2 мес. |
6 | Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) | 1,9 года - 2,6 года |
7 | Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др) | 2,4 года - 3,6 года |
8 | Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2,6 года - 3,5 года |
9 | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 1 мес- 1,5 мес |
10 | Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2,6 года - 3,6 года |
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило.
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
•Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
•У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
•Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
•Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
•Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
•Ребенок развивается с задержкой.
•Ребенок перенес тяжелые заболевания.
•У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.
• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный» ребенок).
•Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке, понятном ему
одному. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается
недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы
речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Необходимо срочно обратиться к специалисту. Такими специалистами могут быть: учитель-логопед, педагог-дефектолог, врач-педиатр, врач-невропатолог.
Занятия надо начинать как можно раньше!
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Помните! Диагноз - не приговор, диагноз - успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-218157-1589999802.jpg)
"Что делать, если ребенок не говорит" - консультация
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА.Ребенок развивается с задержкой.Ребенок перенес тяжелые заболевания.У ребенка есть неврологические заболевания.Ребенок неохотно повторяет за вами слов...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/18/picture-389513-1737187422.jpg)
Что делать если ребенок не говорит?
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по- разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/31/picture-474536-1409439819.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит? Конкретные советы.
Картотека игр, рекомендована родителям неговорящих детей, логопедам, психологам....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840289-1477923017.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1164751-1571333405.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...